Организация и тактика проведения спасательных работ при дтп

Проведение аварийно-спасательных работ (АСР) при авиакатастрофах

Аварийно-спасательные работы (АСР) при авиакатастрофах первоочередной задачей ставят спасение людей, оказание им необходимой медицинской помощи и эвакуацию их с места катастрофы.

Затем (или по возможности одновременно) выполняются операции направленные на локализацию последствий катастрофы, тушение возникших возгораний, устранение нежелательных экологических последствий и предотвращению возможного нанесения материального ущерба.

При авиационных инцидентах, как и в других случаях аварий связанных с угрозой жизни и здоровью людей, от скорости реагирования служб спасения напрямую зависит количество спасённых.

Обратите внимание

Данные службы должны быть готовы в максимально сжатые сроки привести в полную боевую готовность личный состав, требуемую технику и оборудование.

Аварийно-спасательные работы на земле и воде

Авиакатастрофы могут произойти на значительном удалении от аэропорта и стационарного базирования подразделений МЧС. В данной ситуации требуется максимально оперативно организовать мероприятия по поиску места падения воздушного судна. При аварийной посадке самолёта на воду к проведению АСР привлекаются водолазы-спасатели.

Необходимо обеспечение сезонным оборудованием для погружений.

При локализации места падения самолёта поисково-спасательным отрядам необходимо кроме принятия мер по спасению и оказанию первой помощи пострадавшим, не допустить возникновения и распространения паники, которая значительно затруднит проведение аварийно-спасательных работ.

В случае нахождения места крушения в труднодоступной местности (гористой, лесной, болотистой и т.п.) на минимально возможном расстоянии разворачивается лагерь-база и штаб по координации проведения АСР. Данная база должна иметь всё необходимое оборудование и снаряжение для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

  • Поисковые-спасательные мероприятия.
  • Установление точного места крушения воздушного судна, помимо телеметрической информации особое внимание уделяется визуальному наблюдению и использованию специализированного спасательного транспорта (авиации, наземного, водного). Указанный транспорт должен быть обеспечен всем необходимым оборудованием, специальным оборудованием и средствами для оказания первой медицинской помощи.
  • План аварийно-спасательных работ, включающий подробные пункты поиска, эвакуации и учитывающий все возможные непредвиденные ситуации.
  • Уточняются координаты крушения на основе полученных данных в результате поисковых операций, в соответствии с планом оценивается общая ситуация, строится прогноз развития и возможные последствия аварии.
  • Проводятся первоочередные меры направленные на спасение людей и локализации последствий крушения.
  • На каждом этапе принимаются оперативные меры по непосредственному устранению чрезвычайной ситуации, ликвидации её последствий и недопущению дополнительного урона.

Основные положения при проведении АСР

  1. Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий.
  2. Тщательная подготовка и проверка специального оборудования, приборов и транспорта, укомплектованность средствами спасения, медпрепаратами.
  3. Максимально оперативное реагирование не только на возможное возникновение ЧС, но и на её угрозу.
  4. Постоянное и планомерное выполнение мероприятий исходя из принятого плана проведения аварийно-спасательных работ до окончательной ликвидации всех последствий авиакатастрофы.
  5. Использование методов основанных на современных технологиях для обеспечения наиболее результативных действий при осуществлении спасательных действий.
  6. Следование всем правилам техники безопасности.

Особенности проведения аварийно-спасательных работ на воздушном транспорте

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасения экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

В случае аварийной ситуации в непосредственно близости предприятия ГА (Предприятия ГА — государственные унитарные предприятия, входящие в структуру Госкорпорации по ОВД, аэропорты, авиакомпании) мероприятия по обеспечению аварийно-спасательных работ обеспечивают команды и дежурные расчёты этого предприятия и соответствующие службы (пожарно-спасательная, медицинская, диспетчерская, инженерная, стартовая, транспортная, полиции, спецтранспорта и пр.)

Первоочередной задачей является спасение людей — экипажа, пассажиров, сопровождающих груз лиц. Эти меры сводят к незамедлительной эвакуации с борта воздушного судна и удалению людей на безопасное расстояние.

При этом следует учитывать как возможность пожара, так и взрыва топлива.

По нормативам безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все находящиеся на борту люди должны иметь возможность покинуть его через расположенные на одной стороне выходы не более чем за 90 секунд.

В случае эвакуации людей должны быть использованы как основные, так и служебные и запасные выходы.

Эвакуацию необходимо проводить и через проломы в фюзеляже, грузовые и спецлюки, сделанные спасателями отверстия.

Замки на дверях аварийных выходов конструктивно предусматривают возможность открывания не только изнутри, но и снаружи. Спасатели всегда должны помнить об этом и воспользоваться этим.

При возникновении пожара на борту необходимо учитывать, что:

  1. смертельная концентрация углекислого газа CO₂ образуется через 2-3 минуты после того, как появился открытый огонь;
  2. внутри салона температура резко возрастает с увеличением высоты, так если в районе пола может быть 60 °С, то на 1.7 метра — 300 °С
  3. все работы по пожаротушению необходимо производить используя специальные теплоизолирующие средства.

Эвакуация пассажиров и остальных людей с борта судна производится только с наветренной стороны одновременно с тушением пожара. В первую очередь вскрываются двери, поскольку через них за единицу времени возможно вывести больше людей, чем у отверстий сделанных спасателями.

Читайте также:  Инструкция по пожарной безопасности в административных помещениях

Организацию, руководство и координацию действий спасателей по поиску, спасению, оказанию первой помощи и транспортировке в медучреждения экипажей и пассажиров в случае авиакатастрофы вне зоны ГА обеспечивается руководителями управлений Федерального Агентства воздушного транспорта. В случае происшествия с военным бортом — командирами соответствующего подразделения Министерства обороны.

При наличии на борту спецгруза обязательно подключаются команды ведомства
ответственного за его сохранность.

Важно

В целях обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома в каждую смену приказом начальника предприятия ГА утверждается состав аварийно-спасательной команды (АСК) и руководитель, который координирует действия расчётов АСК.

Состав АСК:

  • стартовый пожарно-спасательный расчет;
  • поисково-спасательная группа;
  • расчет медицинской службы;
  • расчет службы спецтранспорта;
  • расчет инженерно-авиационной службы;
  • расчет аэродромной службы;
  • расчет службы перевозок;
  • подразделение полиции аэропорта;

Вся спецтехника и личный состав АСК находятся на аварийно-спасательных станциях (АСС). Расположение АСС должно обеспечивать прибытие АСК не более чем за 3 минуты к торцам взлётно-посадочной полосы. Станция должна иметь вышки визуального контроля, дежурные помещения, помещения для расчётов и стабильную проводную или радиосвязь со всеми службами.

Способы ведения аварийно-спасательных работ

Видеолекция по дисциплине «Аварийно-спасательное дело»
Для специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»

Скачать эту статью «Проведение аварийно-спасательных работ (АСР) при авиакатастрофах» в формате PDF

Источник: https://aviakatastrofa.ru/asr-pri-aviakatastrofax/

Основные задачи, выполняемые при проведении АСР при ликвидации последствий ДТП

РУКОВОДСТВОпо ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП»2012г.

Основные задачи спасателей — принятие мер, направленных на предотвращение пожара, эвакуация пострадавших в безопасную зону, техническая помощь экипажам УГПС в тушении пожара, проведение мероприятий по экологической защите окружающей среды.

Какое основное правило извлечения пострадавшего из аварийного транспортного средства.

РУКОВОДСТВОпо ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП»2012г.

Необходимо знать основное правило извлечения пострадавших — разбирать ТС вокруг пострадавшего, а не извлекать пострадавшего из аварийного ТС.

Какой базовый алгоритм проведения аварийно-спасательных работ при ДТП применяется с момента прибытия подразделений ФПС к месту ДТП.

РУКОВОДСТВОпо ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП»2012г.

Должностное лицо, осуществляющее руководство работами по ликвидации последствий ДТП, обязано:

— оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую информацию и организовать, при необходимости, спасение пострадавших;

— обеспечить безопасные условия работ по ликвидации последствий на месте ДТП;

— организовать, при необходимости, АСР.

Спасательные работы при ДТП включают:

— организацию зоны оцепления и ее обозначение;

— предотвращение вторичных факторов;

— стабилизацию ТС;

— отключение аккумуляторной батареи;

— обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;

— деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидыва-ниях ТС;

— оказание первой помощи пострадавшим;

— извлечение пострадавших из поврежденного ТС;

— эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помо-щи.

В чём заключается обеспечение безопасности проведения аварийно-спасательных работ при ДТП.

РУКОВОДСТВОпо ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП»2012г.

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении АСР при ДТП достигается:

заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, аварийно-спасательного инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указа-ний старшего дежурной смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

контролем выполнения мер безопасности при развертывании и подготовке к работе;

Совет

организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зо-нах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при воз-никновении аварийных ситуаций;

приведением в готовность средств индивидуальной защиты: надеть каску, перчатки, средств защиты органов зрения.

He допускать проведения работ без стабилизации аварийных ТС.

Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм.

Для защиты пострадавших от разлетающихся осколков стекла применять брезентовое полотно.

Начиная АСР, принимать меры предосторожности, исходя из того, какими системами безопасности оборудованы аварийные ТС и состоянии указанных систем.



Источник: https://infopedia.su/17xa57.html

Тема 2. Проведение аварийно спасательных работ при дорожно транспортных происшествиях

Утверждаю

Начальник ___ -ПСЧ ФГКУ «___ отряд ФПС по ________________________» _______________ внутренней службы

_________________________________

(начальник территориального органа МЧС России, подразделения ФПС ГПС)

«___»_____________20___г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по дисциплине аварийно-спасательные работы с личным составом дежурных караулов ____ ПСЧ

Тема: Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно- транспортных происшествиях.

Вид занятия: классно-групповое. Отводимое время: 45 мин.

Читайте также:  Транспортировка пострадавших: способы и правила - конспект

Цель занятия: Изучить предложенную тему.

Литература, используемая при проведении занятия:

— Ресурсы интернета, используемый материал с сайта http://mchsnik.ru

Развернутый план занятия:

п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятий)

Время

(мин)

Обратите внимание

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

Вводная часть

2

Построить личный состав караула, проверить наличие, довести тему и цели занятия.

Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно- транспортных происшествиях

40

• Столкновение

Происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись: между собой;с подвижным составом железных дорог;

с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т.д.).

Столкновения могут быть: встречные;попутные;

боковые.

• Опрокидывание

Происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Опрокидывание может произойти вследствие:воздействия неблагоприятных погодных условий;технической неисправности;неправильного размещения или крепления груза;

из-за применения неправильных приемов управления.

Например, если автомобиль превысил критическую скорость на повороте и опрокинулся, то это ДТП квалифицируется как опрокидывание; если же автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и был вынужден изменить направление движения и поэтому опрокинулся, то это ДТП квалифицируется не как опрокидывание, а как столкновение.

• Наезд на препятствие

Происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (столб, дерево, ограждение, строение, куча строительных материалов и т.п.).

• Наезд на пешехода

Происшествие, при котором: движущееся транспортное средство наехало на человека;человек натолкнулся на движущееся транспортное средство;

человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза (или частей транспортного средства), выступающего за габариты транспортного средства.

К наездам на пешехода причисляются случаи наезда на людей, катающихся на лыжах, санках, коньках, самокатах, перемещающихся в инвалидных колясках без двигателя, на детей, катающихся на трехколесных велосипедах.

• Наезд на велосипедиста

Происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

• Наезд на животное

Происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

• Наезд на гужевой транспорт

Важно

Происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки, либо сами эти упряжные животные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.

• Наезд на стоящее транспортное средство

Происшествие, при котором одно движущееся транспортное средство наехало на другое стоящее транспортное средство или на прицеп.

• Прочие происшествия

падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство;наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.);наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;

падение пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения; и др.

По прибытию на место ДТП спасатели оценивают обстановку, обеспечивают безопасные условия работы, ликвидируют вторичные поражающие факторы ДТП, отключают аккумулятор, системы воздушных подушек и ремней безопасности, организуют зону оцепления и рабочие зоны.

В первой рабочей зоне радиусом 5 м находятся спасатели, которые оказывают помощь пострадавшим. Во второй зоне радиусом 10м сосредоточены спасатели, обеспечивающие готовность аварийно-спасательных средств к работе.

В третьей зоне радиусом более 10 м находятся вспомогательные средства для проведения ПСР: транспорт, приборы освещения, ограждения, пожаротушения.

Первоочередными задачами спасателей при ликвидации последствий ДТП являются: извлечение пострадавших из транспортного средства, оказание им первой медицинской помощи, доставка в лечебное учреждение.

Совет

При авариях люди часто не могут самостоятельно покинуть салон или кабину транспортного средства. Они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам и перегородкам.

В подобных случаях вначале помощь оказывается тем пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне. Эвакуация людей может проводиться через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей.

Затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в транспортном средстве. В зависимости от ситуации осуществляется отгибание листового и разнопрофильного металла, перекусывание стоек, перегородок, удаления сидений.

Проделываются отверстия в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью. Эти работы выполняются с помощью механизированных инструментов, а при их отсутствии используются лом, кувалда, топор, разжим, съемник, а также подручные средства — кусок трубы, камень.

Для фиксации транспортного средства могут использоваться специальные или подручные средства.

Для предотвращения движения или раскачивания транспортного средства, расположенного на колесах, из них нужно выпустить воздух.

Основная задача спасателей на данном этапе сводится к максимальной разборке транспортного средства вокруг пострадавшего с целью его деблокирования и оказания первой помощи.

С этой целью осуществляется перекусывание стоек и других силовых элементов для снятия остаточного напряжения. В зависимости от конкретной ситуации выбирается место вскрытия, отгиба или удаления кузова.

Читайте также:  Правильное оказание первой помощи: основные моменты и документы

Способы извлечения пострадавшего из-под автомобиля:

Обратите внимание

1 — с помощью рычага; 2 — краном; 3 — вручную; 4 — домкратом; 5 — путем устройства подкопа

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся под автомобилем, используют 2 основных способа:

— приподнимают автомобиль с помощью специальных грузоподъемных механизмов и приспособлений (автокран, подъемник, домкрат, рычаг) или несколькими спасателями вручную;

— проделывают подкоп в грунте.

Если при ЧС на автомобильном транспорте возникает пожар, то спасатели обязаны незамедлительно приступить к его ликвидации, используя все имеющиеся у них средства пожаротушения.

используемый материал с сайта http://mchsnik.ru

Заключительная часть

3

Строю личный состав, выставляю оценки.

Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план.

Руководитель занятия _______________________ __________________

(Ф.И.О.) (дата, подпись )

«___»____________20___г.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-452077853

Проблемы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

УДК 656.1:614.8

Проблемы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Т. И. Афлятунов, Центр культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Р.А. Дурнев, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

А.Ф. Хоруженко, Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Аннотация

Рассмотрены основные причины несовершенства в организации и технологии выполнения аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), приводящие к задержке времени оказания первой медицинской помощи.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, ликвидация последствий, аварийно-спасательные формирования, аварийно-спасательные работы, первая медицинская помощь, степени тяжести травм.

Wrecking problems in traffic accident response

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

T.I. Aflyatunov, VNII GOChs R.A. Durnev, VNII GOChs A.F. Khoruzhenko, VNII GOChs

Abstract

Article shows main problems of traffic accident response being the reason of medical assistance delay.

Key words: traffic accidents, consequences elimination, search and rescue troops, search and rescue works, first aid, severity of trauma.

В настоящий период, число погибших в ДТП составляет около 30 тысяч человек в год. При этом большая часть из этого числа, по оценке специалистов ВЦМК «Защита» и ЦЭМП г. Москвы, умирает после происшествия до прибытия в лечебное учреждение [1].

Смерть 20% пострадавших в дорожно-транспортных происшествях (ДТП) до прибытия в лечебное учреждение связана с получением травм, несовместимых с жизнью, 44% (около 13 200 тысяч) — с несовершенством в организации и технологии выполнения работ по ликвидации последствий ДТП, включая аварийно-спасательные работы (АСР) [2].

Важно

Как показывает опыт спасательных работ, а также опрос специалистов аварийно-спасательных формирований (АСФ) и бригад скорой медицинской помощи, причинами этого являются следующие.

1. Недостаточная проработка вопроса о медицинском вмешательстве для пострадавшего, находящегося без сознания.

В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» решение о медицинском вмешательстве для пострадавшего, находящегося без сознания, принимает врач. В этом случае все медицинские мероприятия, проводимые фельдшерами АСФ и бригад скорой медицинской помощи по поддержанию жизни пострадавшего до прибытия в лечебное учреждение, являются не вполне законными.

2. Отсутствие нормативного закрепления перечня медицинских мероприятий, проводимых на месте ДТП врачами, средними медицинскими работниками (фельдшерами), свидетелями или участниками ДТП [3].

Лица, не имеющие медицинского образования, необходимую медицинскую помощь пострадавшим либо

вообще не оказывают, либо оказывают ее неквалифицированно, что приводит к дополнительному травмированию пострадавших.

Объем помощи, оказываемой специалистами АСФ, имеющими среднее медицинское образование, включает только мероприятия первой медицинской помощи. Это в значительной степени затрудняет процесс поддержания жизненно важных функций организма, пострадавшего до приезда врачебной или фельдшерской бригад скорой медицинской помощи.

Решением этой проблемы является включение в состав членов спасательной бригады спасателя-медика, имеющего право оказывать первую врачебную помощь пострадавшим непосредственно в салоне аварийного автомобиля на месте ДТП.

Совет

3. Низкий уровень подготовленности специалистов и населения по вопросам оказания первой медицинской помощи при ДТП.

Следствием этого факта зачастую является гибель пострадавших с тяжелыми травмами, т.к. АСФ не всегда в состоянии прибыть за время, указанное в таблице 1 для оказания первой медицинской помощи.

Не квалифицированные медицинские манипуляции с пострадавшим, находящимся в поврежденном автомобиле, приводят к получению дополнительных травм головы, позвоночника, таза, большой потере крови, дополнительному болевому шоку и т.п.

Все травмы принято категорировать на четыре основные степени вне зависимости от природы воздействующего поражающего фактора (ионизирующие излучения, термические ожоги, механические повреждения, химические отравления).

Все травмы по степеням тяжести разделяются на

Рис.1. Общая схема производства работ. Границы рабочих зон: первая рабочая зона — радиусом 5 м от аварийного ТС до непосредственного ведения аварийно-спасательных работ; вторая рабочая зона — часть площади круга радиусом от 1 м до 10 м от аварийного ТС — место размещения готового к применению АСИ и незанятых работой спасателей

четыре категории: легкие, средние, тяжелые и крайне тяжелые, что является традиционным для медицинской терминологии.

Нередко равные по степеням тяжести травмы от воздействия различных факторов отличаются между собой по своим последствиям (смертность, сроки течения заболевания и т.д.).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-provedeniya-avariyno-spasatelnyh-rabot-pri-likvidatsii-posledstviy-dorozhno-transportnyh-proisshestviy

Ссылка на основную публикацию