Культура безопасности жизнедеятельности

Современные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются проблемы становления культуры безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития.

Ключевые слова: безопасность, культура безопасности жизнедеятельности.

Жизнь современного человека в цивилизованном обществе сопряжена с многочисленными опасностями.

В сфере производства, на транспорте, в окружающей среде всегда происходят события, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье человека или даже могут быть причиной его смерти.

Обратите внимание

Поэтому жизнь «без опасностей» является некорректной идеализацией, а термин «безопасность» следует понимать как систему мер по защите от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях – это состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайных ситуаций.

Классификация видов безопасности является условной, так как в чистом виде, вне связи с другими явлениями и факторами в природе ничего не бывает. Мы имеем дело и с комбинированными источниками опасности, и с многоаспектными проявлениями их воздействия.

Исходя из логики жизнедеятельности, типологии источников опасности и угроз, перечня предметов безопасности различают десятки, сотни видов (сфер, элементов) безопасности.

Можно выделить природно-социально-техногенный источник опасности в такой цепочке: стихийное бедствие, ставшее причиной катастрофы на химическом или ином опасном предприятии, — последовавшие за ними людские жертвы и материальный ущерб — разрушение природы.

В данном случае речь идет и об экологической безопасности, и техногенной, и социальной, и медицинской, и генетической, и о многих других. Более того, содержание видов безопасности будет в каждой конкретной ситуации разным. Отсюда важно при использовании того или иного термина давать предельно четкую его расшифровку.

Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, в значительной мере будет зависеть от практических задач, решаемых при обеспечении безопасности.

Общее состояние безопасности России можно оценить по такому показателю, как численность проживающего на ее территории населения:

Численность населения России на 10 октября 2016 года по оценке Росстата в России было 146519759 человек постоянных жителей.

Естественный приростнаселениябудет отрицательным и составит168280 человек.

Средняя продолжительность жизни населения в России на 12 летменьше чем в США, на 11,5 лет, чем странах Евросоюза и на 5 лет – чем в Китае. В мировой статистике, по итогам 2015 г., Россия занимает по продолжительности жизни  129 место.

В среднем на производстве ежегодно погибает более 4000 человек. Ежегодно умирает от воздействия вредных и опасных производственных факторов около 180 тыс. человек, получают травмы на производстве более 200 тыс. человек.

Важно

По официальной статистике в России ежегодно регистрируется около 8000 случаев профессиональных заболеваний и отравлений. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет более 20 %.

Под воздействием вредных веществ в атмосфере, превышающих гигиенические нормативы в 5 и более раз проживает около 50 млн. человек. Около 30 % водоемов страны не соответствуют  санитарно-химическим показателям и более 20 % —  микробиологическим показателям.

Ежегодно в России из-за дорожно-транспортных происшествий гибнет около 30 тыс. человек, получают ранении и травмы около 300 тыс. человек.

Ежегодно в России возникает около 260 чрезвычайных ситуаций, причем 80-90 % из них имеют техногенный характер.

Происходит около 152 тысяч пожаров, жертвами которых становится около 10 тыс. человек.

Исследования показывают, что из всех аварий на промышленных объектах 90 % являются результатом неудовлетворительной организации производства и ошибками обслуживающего персонала, низким уровнем технологической культуры и культуры труда.

Формирование культуры безопасности и приобретение компетенций в области безопасности может явиться кардинальным способом повышения безопасности.

Культура безопасности личности — это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

Значение культуры вообще в постиндустриальном обществе исключительно велико. Культура способна обеспечить согласование интересов человека и техносферы, инструментом такого согласования является культура безопасности. Потребность в безопасности является одной из основных потребностей личности. В настоящее время можно говорить о переходе от постиндустриального общества к обществу риска.

Современный человек, как правило, реагирует на событие лишь после того, как оно произойдет, т.е. действует по принципу «пока гром не грянет…».

Это формирует особое отношение к ответственности за последствия возможных случайных событий.

Сформированный в течение длительного периода образ мышления российских граждан таков, что человек не готов нести ответственность за последствия своих действий и принимаемых решений.

Совет

Данная особенность российского менталитета актуализируют вопрос разработки и реализации национальной программы формирования культуры безопасности личности и российского общества в целом. Формирование культуры безопасности, риск-ориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций является кардинальным способом повышения безопасности.

Культура безопасности жизнедеятельности — это составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

Условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности во всех сферах деятельности предполагают просвещение населения, подготовку высококвалифицированных специалистов.

В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.

На формирование культуры безопасности жизнедеятельности влияют:

на индивидуальном уровне:

— качества личности, приобретаемые в процессе развития в социуме и проявляемые в ходе жизнедеятельности: мировоззрение, системы ценностей и идеалов; уровень знаний, умений и навыков;

— индивидуально-психофизиологические особенности человека: темперамент, характер (черты характера); воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость; физическое состояние человека; социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения;

— ценности личности как гражданина своей страны: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; национальное самосознание, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России; религиозно-конфессиональная терпимость; культура поведения и этика общения;

на коллективном уровне:

— мероприятия, проводимые в организациях в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности: создание в организациях атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в области обеспечения безопасности; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкая регламентация действий, связанных с высокими рисками; контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины; охрана труда;

— профессиональные ценности: профессиональное мастерство и культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, трудовая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства;

на общественно-государственном уровне:

— система социальных и государственных ценностей и приоритетов: развитие нормативного правового поля в области безопасности жизнедеятельности;

— обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;

— развитие науки в области безопасности; совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; государственное стимулирование в области безопасности жизнедеятельности; развитие страховых механизмов обеспечения безопасности;

— общечеловеческие ценности: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма; защита и оздоровление биосферы, забота об окружающей среде и обеспечение ее безопасности;

— государственные ценности: признание жизни, прав и свобод человека; отказ от войны как средства разрешения противоречий; широкое внедрение сотрудничества в практику международных отношений, норм международного гуманитарного права; защита политических, социально-экономических, геополитических и духовных интересов государства; соблюдение интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для последующих поколений; сохранение суверенитета и целостности страны.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельностив образовательных организаций можно обеспечить:

созданием необходимой современной учебно-материальной базы по ОБЖ и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с утверждённой программой;

поддержанием и совершенствованием безопасных условий пребывания в образовательной организации обучающихся и работников;

принятием мер по повышению профессиональной компетентности учителей предметников в обеспечении безопасности жизнедеятельности;

Обратите внимание

содержанием в постоянной готовности системы гражданской обороны, противопожарной и антитеррористической безопасности;

организацией и поддержанием сотрудничества с родителями в вопросах безопасности;

применением методов эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

обеспечением индивидуального обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, развивая для них различные формы (в т. ч. и дистанционные) и образовательные маршруты опережающего обучения.

В целях эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях преподавателям – организаторам основ безопасности жизнедеятельности необходимо следующее:

— активнее включиться в работу по самоподготовке, переподготовке и повышению квалификации в соответствии с современными требованиями;

— постоянно развивать научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

— повышать качество обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности;

— проводить работу по пропаганде знаний в области безопасности жизнедеятельности;

— обеспечивать мотивацию деятельности обучающихся по вопросам безопасности.

Существует выражение: «человек — царь природы». Сегодня стало очевидным: «царствование» привело к тому, что человек оказался на грани самоуничтожения по причине достижений собственного разума.

Поэтому закономерным является возникновение в современном обществе мысли о необходимости организации жизнедеятельности человека таким образом, чтобы обеспечить безопасность, как окружающей среды, так и его самого.

До настоящего времени эта проблема была недостаточно осознанна, но сейчас намечаются пути перехода к системной работе по подготовке населения и обучающихся, в первую очередь, не на основе движения за ситуацией, а на основе прогностической работы на перспективу.

Литература:

  1.      (ГОСТ Р 22.3.07-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения);

Источник: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1452/

Статья по ОБЖ на тему: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий.

Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях.

Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства — формирование массовой культуры безопасности.

Важно

Культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Читайте также:  Медаль мчс «за пропаганду спасательного дела»

Цель культуры безопасности — безопасность (состояние среды), достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности — носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).

Для разработки методических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

Высший уровень формирования КБЖ — общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности — социальные и государственные ценности и приоритеты.

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минобрнауки РФ, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.

Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост — чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности.

Введение в 1991 году в школах страны нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и как его продолжения курса «Безопасности жизнедеятельности» в средних специальных и высших учебных заведениях можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г.

Совет

№ 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопас¬ности образовательного пространства, органам управления образова¬нием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изу¬чении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время. Также очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).

Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых — формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).

С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся:

  • снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
  • постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
  • убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
  • воспитание сознательного отношения к безопасности;
  • популяризация новых средств обеспечения безопасности;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
  • создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков.

Литература

  1. Концепция безопасности образовательного пространства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php. Дата обращения 12.12.2011.
  2. Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. — М.: Издательство «Русский журнал», 2010. — 260 с.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/04/24/formirovanie-kultury-bezopasnosti

и защита от них

Культура безопасности– это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результатыэтой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Воспитание в области культуры безопасности осуществлялось всегда – от момента рождения человека до конца его жизни – родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно и стихийно, в основном, вне сферы образования.

Общие результаты разумной жизнедеятельности привели человечество сначала к постоянному росту уровня безопасности, но затем – к глобальному кризису.

Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области безопасности, для чего, как отмечено выше, дополнить способ жизнедеятельности в этой области контуром преобразования собственного сознания (в дополнение к контуру преобразования окружающей среды).

Воспитание и образование должны внести в сознание людей, прежде всего, миропонимание, адекватное новой эпохе. А уже адекватное миропонимание будет способствовать изменению системы ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключению их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

Новая эпоха требует формирования современной культуры безопасности на основе применения научных подходов. Значение науки для решения проблем современности определено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992): «Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему.

XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории» («Повестка дня на XXI век»). Наука является мощным инструментом человека в познании и преобразовании окружающей среды. До настоящего времени она служила созданию всё более могущественных технологий, имеющих целью, в конечном итоге, обеспечение и повышение уровня безопасности.

Обратите внимание

Уменьшение вторичных опасностей от применения созданных технологий до приемлемого уровня осуществлялось эмпирическим методом проб и ошибок. Но этот традиционный метод оказывается неприемлемым для разрешения возникших глобальных проблем.

Поэтому, чтобы избежать катастрофических последствий, в структуре научных разработок на первый план должна выйти та их часть, которая позволяет прогнозировать последствия применения созданных технологий.

Исключительно важно, чтобы прогнозы и поиск оптимальных решений разнообразных задач велись с позиции видения общей системы для анализа современного комплекса проблем безопасности:

«В любой сложной системе воздействие на один её элемент, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» (Дж. Форрестер).

К глобальным проблемам, как проблемам безопасности высшего уровня, привело автономное решение проблем безопасности низших уровней.

Это относится ко всем глобальным проблемам – от проблем с угрозой экологической катастрофы, к которым привели желания растущего количества людей справиться с голодом путем сельскохозяйственных преобразований природной среды, до проблем с угрозой ядерного апокалипсиса вследствие желания стран решать проблемы своей национальной безопасности применением современного оружия.

Становление современной культуры безопасности, опирающейся на науку, требует преобразования мировоззрения всех слоев общества с помощью образования.

Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (коллективу, общественному объединению, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – в учреждениях профессионального образования.

Важно

Исключительно важна профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности слоя управленцев («правящая элита») – лиц, принимающих ответственные решения (ЛПР). Эта подготовка должна быть тем более фундаментальной, чем выше в административной иерархии располагается ЛПР.

100%-ую подготовку в области безопасности должны иметь не только ученые из этой области, но и та часть правящей элиты, которая принимает ответственные решения, влияющие на жизнь и развитие общества.

В докладах ученых Римскому клубу не случайно обращалось внимание не только на то, что «в настоящее время сохраняется система, способствующая выдвижению кандидатов, явно преследующих собственные интересы и готовых порой принести общественное благо в жертву личным или партийным амбициям», но и на то, что «избранные народом представители (в том числе и лидеры) не обладают знаниями, необходимыми для понимания ситуации», и это представляет собой одну из современных глобальных проблем.

Общеобразовательная область ОБЖ и общепрофессиональная дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности».

Все разделы области тесно связаны друг с другом, имеют общие фрагменты и межпредметные связи с другими образовательными областями (в школе практически со всеми, даже с математикой: необоснованное применение абстрактных схем которой может порождать серьезные опасности), образуя общее поле подготовки молодежи к жизни в новой эпохе.

Содержание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):

—   безопасное (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

—   фрагменты безопасности во всех общеобразовательных областях;

—   основы защиты Отечества (включая представление о деятельности государственных структур и о формах личного участия в гражданской и общественной деятельности в целях предотвращения ОС и ЧС);

—   мировоззренческие модули (они разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях; такой модуль – данный «Современный комплекс проблем безопасности»);

—   защита учреждений и предприятий в ЧС;

—   безопасность профессиональной деятельности специалиста для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Для преобразования мировоззрения людей, обеспечивающего переход к устойчивому развитию, обществу необходимо сформировать и внедрить современную культуру безопасности. Базой этого должны стать наука и образование. 

Источник: http://xn—-7sbabeyoc2augbjcmunct7d7goa0d.xn--80afh5aqv.xn--p1ai/chitat-posobie/glava-4-opasnosti-globalnogo-haraktera/kultura-bezopasnosti-cheloveka/

Культура безопасности жизнедеятельности — Список статей — Главная — Официальный сайт Администрации Полевского городского округа

Культура безопасности жизнедеятельности — системообразующий фактор снижения рисков ЧС

Безопасность — необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Однако и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма.

Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания.

Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия?

Совет

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Читайте также:  Выбор камеры на шлем-каску пожарного: обзор моделей

А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность.

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

• на индивидуальном уровне -это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

• на коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

• на общественно-государственном уровне — традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

Деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Развитие системы безопасности жизнедеятельности человека и общества в целом должно идти на базе ряда основных принципов. Прежде всего — это принцип высшего приоритета жизни человека. Вся деятельность в области безопасности жизнедеятельности должна быть направлена на минимизацию человеческих жертв и пострадавших.

В современных условиях нельзя рассматривать проблемы безопасности человека, общества, государства, мирового сообщества изолированно, в отрыве друг от друга. Поэтому нужно не только декларировать, но и применять на практике принцип: «Безопасность индивидуума невозможна без обеспечения общественной безопасности».

Государственная политика обеспечения безопасности жизнедеятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей. При ее реализации необходимо учитывать все природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности регионов.

 Бесспорно, основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности — это образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно, главным образом, в рамках системы образования.

В условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают современные информационно-телекоммуникационные технологии.

Обратите внимание

Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

Она предназначена для обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Внедрение этой системы обеспечит гарантированное оповещение и информирование населения о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей и самое главное — будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Перестройка такой важнейшей части индивидуального и коллективного сознания, как мировоззрение людей, система их идеалов и ценностей, мотивационной сферы человека и общества — крайне трудоемкий и долгосрочный процесс.

Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и научных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, усилить сплоченность общества перед природными, техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.  

Источник: http://polevsk.midural.ru/article/show/id/1117

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»

Формирование

культуры безопасности жизнедеятельности

Описание опыта работы

Выполнила:

Ичинская Татьяна Викторовна,

учитель ОБЖ

В соответствии с требованиями федеральных государственных общеобразовательных стандартов личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлены на формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности школьника.

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [1].

Культура безопасности жизнедеятельности позволяет не только избежать опасностей, сохранить здоровье отдельного индивида, но и предотвратить чрезвычайные ситуации социального характера или ослабить их разрушительные последствия.

Важно

Так, ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы, в 80% этих случаев причиной является невыполнение правил дорожного движения, как пешеходами, так и водителями транспортных средств.

Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10 является неосторожное обращение с огнем.

Наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимость от табакокурения, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни, — и все это следствие низкого уровня культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме.

Курс ОБЖ в общеобразовательной школе следует считать ступенькой перехода от школы обучения к школе воспитания готовности к опасным ситуациям.

Учениками должно быть усвоено понимание общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность.

По возможности избежать её. При необходимости – действовать».

Воспитание готовности к опасным ситуациям по мнению преподавателя В.Мошкина, предполагает формирование мотивации к успеху в чрезвычайных ситуациях, опыта предупреждения критических ситуаций, эмоциональной готовности к опасности, системы знаний о поведении и деятельности в экстремальных условиях, практического опыта преодоления опасных ситуаций [7].

Современные школьники и их родители не всегда понимают важность подготовки в рамках курса ОБЖ к разнообразным чрезвычайным ситуациям.

Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • недостаточная мотивация на занятиях по этому предмету (учащиеся не всегда понимают, для чего им нужен этот курс, хотя он им интересен и ученики с удовольствием занимаются на уроках);
  • родители школьников считают предмет ОБЖ второстепенным, малополезным; такое отношение родителей передаётся к детям и, отсюда, как следствие, низкий уровень подготовленности школьников и неспособность к обеспечению элементарной безопасности, как личной, так и общественной.

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности детей целесообразно начинать с дошкольного или младшего школьного возраста: выступления агитбригад в дошкольных группах, занятия с родителями, внеурочная работа в начальной школе и урочная и внеурочная деятельность в основном звене.

Культура безопасности в содержании образования включает знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасной жизнедеятельности по образцу, опыт творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях школьников, деятельности и личности субъектов воспитания. Внутренними системообразующими факторами культуры безопасности в содержании школьного образования являются программы интегрированного обучения основам безопасности; учебные предметы комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология и др.), личность педагога, владеющего культурой безопасности.

Шершнев Л.И.

дает следующее определение личности безопасного типа: «Личность безопасного типа — это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей» [14].

Целью моей работы является:

  • создание условий для формирования обучающегося — человека безопасного типа, личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать у обучающихся:

  • способность выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережное отношение к окружающей среде, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности;
  • представление об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации.

2. Ознакомить учеников с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски.

3. Создать условия для формирования основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

4. Развивать способности учеников анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.

Работая в направлении реализации поставленных задач с воспитанниками дошкольных групп и обучающимися 1-9 классов, способствую созданию условий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Поставленные задачи по формированию культуры безопасности жизнедеятельности реализую в учебной и внеурочной деятельности с обучающимися, привлекаю к работе родителей, для педагогов школы и воспитателей дошкольных групп организую занятия, семинары, тренинги.

Совет

Содержание программы курса ОБЖ направлено на формирование основ безопасности личности, общества и государства. В рабочей программе использую региональный компонент, большую часть учебного времени уделяю изучению таких вопросов, как «Лесные пожары», «Наводнения», «Землетрясения», «Промышленные аварии».

Применяю разнообразные формы и методы обучения.

Считаю наиболее эффективной формой работы групповую: в малых (пары) и больших (4 — 5 человек) группах.

Такая форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей.

Группы формирую так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых.

Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание, соответствующее их подготовке, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у «слабой» группы. Группа должна быть референтной, т.е. надо учитывать взаимоотношения между ребятами в классе.

Индивидуальную форму работы обычно использую при проверке знаний. При работе над новым материалом, закреплении, повторении, обобщении предпочтительнее групповые формы.

Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Цель и содержание урока определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Именно в использовании методов проявляются личность учителя и ученика, их взаимоотношения, определяется стиль работы учителя на уроке.

Обратите внимание

Чаще всего использую метод ситуационного обучения. Положительным моментом данного метода является то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации.

При составлении ситуационных заданий придерживаюсь следующих принципов:

  • моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
  • постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
  • создание ситуации с элементами риска и опасности.

Уроки провожу с применением мультимедийных средств обучения, позволяющими в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Результат своей работы обучающиеся демонстрируют в виде электронных презентаций, сыгранной сценки, комментариев, описания своих действий в определенной ситуации. Прорабатывается подробно каждая ситуация по разной тематике, например:

Читайте также:  Пожарные и аварийно-спасательные автомобили

Ваши действия, если:

  • вы попали в автомобильную аварию;
  • взрыв в школе, во дворе, на улице;
  • угрозы по телефону;
  • вы заблудились в лесу, и т. д.

По всем ситуациям могут ставиться условия, предлагаться варианты решений.

Таким образом, метод ситуационного обучения позволяет воспитывать у каждого школьника потребность предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, вырабатывать навыки анализа экстремальных ситуаций и адекватного поведения.

Для формирования культуры безопасного поведения применяю в своей работе современные педагогические технологии:

  • игровые;
  • проектные;
  • информационно-коммуникационные.

В учебном процессе применяю познавательные игры: «Юные путешественники», «Нам стихия нипочем», «Путешествие по Огненной стране».

В игре ученики выступают активным преобразователем действительности.

К организации игры на уроке выдвигаются следующие требования:

  • условия вырабатываются (усваиваются) всеми участниками и чётко всеми соблюдаются;
  • красочность, наглядность, элемент соревнования;
  • награждение победителей;
  • учёт возрастных особенностей;
  • игра должна вписываться в сюжет урока, составлять единое целое, а не быть просто его частью;
  • игра должна соответствовать теме, целям, задачам урока.

Ценность игр в том, что она даёт ребёнку многообразные переживания, значимые для него. В игре нет расхождения между мотивом и прямой деятельностью ребёнка. Коллективные игры (а на уроке они именно таковы) способствуют развитию общительности, дружеских отношений, учат подчинению личных интересов интересам коллектива, дисциплине. Дисциплина – основное правило игры. Игры способствуют развитию творческих способностей детей, интеллекта, так как решают проблемы, связанные с творческим развитием:

  • игры дают «пищу» для творческого развития;
  • создают условия, опережающие развитие способностей;
  • ребёнок поднимается до своего «потолка» самостоятельно;
  • игры разнообразны, не терпят принуждения, поэтому создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • ребёнок учится размышлять и принимать решения, делать всё самостоятельно.

В своей работе применяю разнообразные формы игр – игры-путешествия, ролевые игры, инсценировки, деловые игры, конференции, «суды» и т. д. При выборе игры обязательно учитываю возрастные особенности – деловые игры и конференции эффективны в 8- 9 классах: «Дети и компьютер», «Терроризм и безопасность человека», а в 5-7 классах более эффективны игры – путешествия («Путешествие по Огненной стране»), викторины («Уважай закон дорог»), ролевые игры («Заседание клуба юных спасателей»).

На занятиях по ОБЖ использую метод проектов. Разрабатывая и реализуя учебные проекты, школьники учатся проводить исследования, самостоятельно и совместно решать проблемы, применять знания из разных образовательных областей и получать конкретный результат.

Оформляя проект, обучающиеся учатся четко излагать свои мысли в письменном виде, обрабатывать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её.

Созданные проекты обучающиеся представляют на школьных и городских научно — практических конференциях, презентуют на практических занятиях для учащихся начальной школы и воспитанников дошкольных групп.

Специфика предмета ОБЖ позволяет эффективно формировать ИКТ-компетентность обучающихся – умения обучающихся самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии.

Для этого активно использую электронные образовательные ресурсы на уроках и во внеурочной работе:

  • составляю собственные и использую готовые электронные ресурсы: электронные презентации («Правила безопасного поведения при техногенных авариях и катастрофах», «Оказание первой доврачебной помощи при переломах и ушибах», «Наркомания – чума 20 века»), видеоролики, графические модели, обучающее тестирование;
  • разрабатываю раздаточный дидактический материал с помощью текстового редактора Word и Excel;
  • использую Интернет-ресурсы при подготовке к урокам и в методической работе;
  • использую интерактивные тесты при подготовке к ГИА.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом помимо урочной деятельности обучающихся предусмотрена внеурочная деятельность. Мной разработаны рабочие программы внеурочной деятельности социального направления для обучающихся начальной школы: «Юные инспекторы дорожного движения», «Юный эколог». Реализация программ внеурочной деятельности позволяет формировать у обучающихся безопасное поведение на дорогах и улицах, основы экологической грамотности.

Наибольший интерес в начальной школе вызывают формы внеурочных занятий:

  • путешествие («Путешествие в страну Светофорию»);
  • викторина («Уважай закон дорог»);
  • театрализация («Приключения Бабы-Яги в стране дорожных знаков»);
  • ролевая игра («Дом, в котором мы живем»);
  • соревнование («Безопасное колесо»).

Для придания положительной эмоциональной окраски деятельности по изучению Правил дорожного движения и экологии родного края предлагаю рисование, инсценировки, просмотр мультфильмов («Уроки тетушки Совы», «ПДД для детей младшего школьного возраста»).

Использую продуктивные задания для обучающихся, которые направлены на формирование положительной мотивации к изучению школьниками курса, способствуют формированию универсальных учебных действий (см. таблицу 1).

Таблица 1

Формирование универсальных учебных действий

Класс Задания Универсальные учебные действия
1 Нарисуйте рисунок на тему «Дети и дорога». Представьте перед классом. Личностные: ориентироваться на нравственное содержание поступков окружающих людей.

Познавательные: уметь строить сообщение в устной форме.

Источник: http://www.psihdocs.ru/formirovanie-kuleturi-bezopasnosti-jiznedeyatelenosti.html

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у студентов — педагогика безопасности: от а до я

УДК 614.8:378

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Расщепкина Елена Александровна

к.т.н., доцент кафедры БЖ

Туманова Тамара Александровна

к.т.н., ст.преподаватель кафедры БЖ

Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности

г. Кемерово, Россия

Система формирования культуры безопасности жизнедеятельности в студенческих коллективах в процессе профессиональной подготовки в вузах является частичной воспитательной системой.

Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а как часть функционирующих педагогических систем.

Организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в вузе, возможно, обеспечить высокую эффективность данной системы.

Культура безопасности; высшее учебное заведение; студент; безопасное поведение; теоретические знания.

building a culture of safety among students

Rashepkina Elena

Tumanova Tamara

Kemerovo technological Institute of food industry

Kemerovo, Russian Federation

System for creating a culture of safety in student groups in the process of training in higher educational institutions is part of the educational system.

It can be organized not as a separate, independent process, but only as part of a functioning educational systems.

Through the optimal functioning of integrated teaching systems in high school may provide the highest efficiency of the system.

Важно

Safety culture; institution of higher education; student; safe behaviour; theoretical knowledge.

Профессиональная деятельность современного специалиста приобретает  многофункциональный характер.

Производственно-технологическая, организационно управленческая, проектно-конструкторская и друге  виды профессиональной  деятельности, заложенные в ФГОС высших учебных заведений (бакалавров), требуют нового подхода, направленного на развитие мировоззрения человека, его культуры и компетенций в области обеспечения личной, социальной и экологической безопасности. 

Студенты сегодня, а завтра – руководители структурных подразделений предприятий, самих предприятий должны в полной мере овладеть вопросами безопасности жизнедеятельности, так как в их функции будут входить вопросы собственной безопасности, безопасности коллектива, предприятия.

Современный выпускник наряду с техническими компетенциями должен обладать общекультурными, экономическими, управленческими и другими компетенциями.

Особую значимость знания в сфере безопасности приобретают в условиях возрастания масштабов и темпов социально-экономических проблем,  техногенного воздействия современного общества на окружающую среду, стихийных бедствий.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые выполнено Международным агентством  по атомной энергии в 1986 г. В процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

Существующие определения понятия «культура безопасности»:

— совокупность правил, норм и действий индивида, группы, и общества в целом по созданию, поддержанию  корректировке безопасных условий и результатов деятельности;

— совокупность разделяемых всеми членами организации взглядов  убеждений, касающихся риска, аварий и угроз здоровью. Так определил понятие культуры безопасности в 1991 году Союз Британских промышленников;

— качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребностей в безопасности, на постоянное совершенствование знаний, умений и навыков реализации человеко- и природозащитной деятельности отражают различные уровни формирования культуры безопасности: индивидуальный, корпоративный, общественно-государственный [2].

Основы культуры безопасности формируются в семье и дошкольном образовании. На этом этапе закладываются основы личного безопасного поведения при взаимодействии с окружающей средой.  Процесс воспитания на данном этапе определяется образованием и компетентностью родителей и работников дошкольных образовательных учреждений в вопросах безопасности.

Совет

Введение в девяностых годах курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школы и курса «Безопасности жизнедеятельности» в вузы повышает роль образовательного процесса в формировании потребности личности в безопасности.

 В период получения школьного образования происходит становление личности и формирование мировоззрения учащихся. Изучение всех дисциплин, в том числе и предмета ОБЖ происходит поэтапно с учетом возраста учащихся – первый этап – до 10 лет,  второй этап – 10-15 лет, третий 15-17 лет.  Углубляются знания в вопросах личной безопасности, формируются основы социальной и глобальной безопасности.

В высших учебных заведениях приоритетным направлением формирования культуры безопасности является будущая  профессиональная деятельность. Именно в системе высшего профессионального образования раскрывается структура культуры безопасности: культура условий труда, культура средств труда, культура межличностных отношений, культура управления, культура работника [3; 4].

На этом уровне образования студент вуза должен овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

— идентификации полно комплекса негативных воздействий техносферы;

— прогнозирования развития негативных воздействий и оценки их последствий;

— проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики, а также обучения работающих в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

— принятия решения по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

—  обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в штатных и чрезвычайных ситуациях [1].

Но деятельность человека не ограничивается профессиональной сферой.

Более того, рассматривая будущего выпускника как индивидуума, члена общества, гражданина государства и жителя планеты и, учитывая широкий спектр опасностей современного мира, формирование культуры безопасности у студентов вуза должно способствовать повышению осознания роли человека в сохранении своего здоровья, сохранению приемлемого качества окружающей среды, минимизации негативных последствий своей деятельности, созданию комфортных условий существования.

Литература

1. Белов С.В. Проект концепции непрерывного многоуровнего образования и подготовки научных кадров в области БЖД // Безопасность жизнедеятельности. 2007. №11. С. 35-41.

2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры БЖД населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ ред. Ю. Л. Воробьева. МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006. 316 с.

3. Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 9. C 8-13.

Обратите внимание

4. Сурова Л.В. Структурные компоненты и функции культуры безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2011. №3. С.53-56.

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

Источник: http://xn—-7sbabejafihwhgv5cgicco7bcx.xn--p1ai/stati/pedagogika-bezopasnosti-2014/formirovanie-kultury-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u-studentov/

Ссылка на основную публикацию