Критерии для принятия решений о мерах защиты населения при радиационной аварии

Критерии для принятия решений о мерах защиты населения при радиационной аварии

Критерии для принятия решений о мерах защиты населения при радиационной аварии – это уровни вмешательства (виды и мощности доз облучения, уровни радиоактивного загрязнения), устанавливаемые органами Госсанэпиднадзора, ориентируясь на которые принимаются решения о мерах защиты населения при радиационных авариях.

Такие уровни определены Нормами радиационной безопасности (НРБ-99), согласно которым: если предполагаемая доза излучения за короткий срок (2 суток) достигает уровней, при превышении которых возможны клинически определяемые детерминированные эффекты (табл. 1), необходимо срочное вмешательство (меры защиты).

При этом вред здоровью от мер защиты не должен превышать пользы здоровью пострадавших от облучения;

Таблица 1

Прогнозируемые уровни облучения, при которых необходимо срочное вмешательство

Орган или ткань Поглощенная доза в органе или ткани за 2 суток, Гр
Все тело 1
Легкие 6
Кожа 3
Щитовидная железа 5
Хрусталик глаза 2
Гонады 3
Плод 0,1

при хроническом облучении в течение жизни защитные мероприятия становятся обязательными, если годовые поглощенные дозы превышают значения, приведенные в табл.2. Превышение этих доз приводит к серьезным детерминированным эффектам;

Таблица 2

Уровни вмешательства при хроническом облучении

Орган или ткань Годовая поглощенная доза, Гр
Гонады 0,2
Хрусталик глаза 0,1
Красный костный мозг 0,4

— общие оптимизированные уровни вмешательства для начала и прекращения временного отселения составляют, соответственно, 30 мЗв в месяц и 10 мЗв в месяц. Если прогнозируется, что накапливаемая за месяц доза будет находиться выше этих пределов в течение года или двух лет, следует рассматривать вопрос об отселении людей на постоянное жительство.

Принятие решений о мерах защиты населения в случае радиационной аварии с радиоактивным загрязнением территории проводится на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитным мероприятием, и уровней загрязнения с уровнями А и Б, приведенными в табл. 3–5.

Таблица 3

Критерии для принятия неотложных решений в начальном периоде аварийной ситуации

Меры защиты Предотвращаемая доза за первые 10 суток, мГр
на все тело щитовидная железа, легкие, кожа
уровень А* уровень Б уровень А уровень Б
Укрытие 5 50 50 500
Йодная профилактика:взрослыедети –– –– 250*100* 2500*1000*
Эвакуация 50 500 500 5000
* только для щитовидной железы.

Таблица 4

Критерии для принятия решений об отселении и ограничении потребления загрязненных пищевых продуктов

Меры защиты Предотвращаемая эффективная доза, мЗв
уровень А Уровень Б
Ограничение потребления загрязненных продуктов питания и питьевой воды 5 за первый год1/год в последующие годы 50 за первый год10/год в последующие годы
Отселение 50 за первый год 500 за первый год
1000 за все время отселения

Таблица 5

Критерии для принятия решений об ограничении потребления загрязненных продуктов питания в первый год после возникновения аварии

Радионуклиды Удельная активность радионуклида в пищевых продуктах, кБк/кг
уровень А уровень Б
131I, 134Cs, 137Cs 1 10
90Sr 0,1 1,0
238Pu, 239Pu, 241Am 0,01 0,1

Если уровень облучения, предотвращает защитным мероприятием, не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, а также хозяйственного и специального функционирования территории.

Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий.

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории.

На поздних стадиях радиационной аварии, повлекшей за собой загрязнение обширных территорий долгоживущими радионуклидами, решения о защитных мероприятиях принимаются с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.

Согласно требованиям МАГАТЭ № GS-R-2 «Готовность и реагирование в случае ядерной и радиационной аварийной ситуации» общее оптимизированное значение уровня вмешательства для укрытия — предотвращаемая доза 10 мЗв в течение периода, не превышающего 2 суток, для временной эвакуации — предотвращаемая доза 50 мЗв в течение периода, не превышающего 1 неделю, для йодной профилактики — предотвращаемая ожидаемая поглощенная доза на щитовидную железу от радиоактивного йода 100 мГр.

Источник: Нормы радиационной безопасности. – М., 1999; Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности. – М., 2000.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/kriterii-dlya-prinyatiya-resheniy-o-merah-zashhityi-naseleniya-pri-radiatsionnoy-avarii/

6.1.4. Требования по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии

В случае возникновения аварии должны быть приняты практиче­ские меры для восстановления контроля над источником излучения и све­дения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением.

При радиационной аварии или обнаружении радиоактивного за­грязнения ограничение облучения осуществляется защитными мероприятиями, применимыми, как правило, к окружающей среде и (или) к человеку. Эти мероприятия могут приводить к   нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е.

являются вмешательством, влекущим за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на здоровье населения, психологическое воздействие на население и неблагоприятное изменение состояния экосистем, Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами:

· предлагаемое вмешательство должно принести обществу и, прежде всего, облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость (принцип обоснования вмешательства);

· форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть опти­мизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизация вмешательства).

Таблица 6.2

Орган или ткань Поглощенная доза в органе или ткани за 2 суток, Гр
Все тело 1,0
Легкие 6,0
Кожа 3,0
Щитовидная железа 5,0
Хрусталик глаза 2,0
Гонады 3,0
Плод 0,1

 Прогнозируемые уровни облучения

Если предполагаемая доза излучения за короткий срок         (2 суток) достигает уровней,    при превышении которых возможны клинически определяемые детерминированные эффекты (табл. 6.2), то необходимо срочное вмешательство (меры защиты).

При этом вред здоровью от мер защиты не должен превышать пользы здоровью пострадавших от облучения.При хроническом облучении в течение жизни защитные меро­приятия становят-  ся обязательными, если годовые поглощенные дозы пре­вышают значения, приведен-ные в табл. 6.3.

Превышение этих доз при­водит к серьезным детерминированным эффектам.Уровни вмешательства для временного отселения населения со­ставляют: для начала временного отселения — 30 мЗв в месяц, для оконча­ния временного отселения      10 мЗв в месяц.

Обратите внимание

Если прогнозируется, что нако­пленная за один месяц доза будет находиться выше указанных уровней в течение года, следует решать вопрос об отселении населения на постоянное место жительства.

Таблица 6.3

Уровни вмешательства при хроническом облучении

Орган или ткань Годовая поглощенная доза, Гр
Гонады 0,2
Хрусталик глаза 0,1
Красный костный мозг 0,4

При проведении противорадиационных вмешательств пределы доз (см. табл. 6.1) не применяются.

Исходя из указанных принципов, при планировании защитных мероприятий на случай радиационной аварии органами Госсанэпиднадзора устанавливаются уровни вмешательства (дозы и мощности доз облучения, уровни радиоактивного загрязнения) примени­тельно к конкретному радиационному объекту и условиям его размещения с учетом вероятных типов аварии, сценариев развития аварийной ситуации и складывающейся радиационной обстановки.

При аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение об­ширной территории, на основании контроля и прогноза радиационной обстановки устанавливается зона радиационной аварии. В зоне радиаци­онной аварии проводится контроль радиационной обстановки и осуществ­ляются мероприятия по снижению уровней облучения населения.

Принятие решений о мерах защиты населения в случае крупной радиационной аварии с радиоактивным загрязнением территории прово­дится на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитным мероприятием, и уровней загрязнения с уровнями А и Б, приве­денными в табл. 6.4 — 6.6.

Таблица 6.4

Критерии для принятия неотложных решений в начальном периоде

радиационной аварии

Мерызащиты Предотвращаемая доза за первые 10 суток, мГр
на все тело щитовидная железа, легкие, кожа
уровень А уровень Б уровень А уровень Б
Укрытие 5 50 50 500
Йоднаяпрофилактика:    — взрослые- дети 250*100* 2500*1000*
Эвакуация 50 500 500 5000
* Только для щитовидной железы

Таблица 6.5

Критерии для принятия решений об отселении и ограничении потребления

загрязненных пищевых продуктов

Меры защиты Предотвращаемая эффективная доза, мЗв
уровень А уровень Б
Ограничение потребле­ния загрязненных про­дуктовпитания и питье­вой воды 5 за первый год1 /год в после­дующие годы 50 за первый год10 /год в последующие годы
Отселение 50 за первый год 500 за первый год
1000 за все время отселения

Таблица 6.6

Критерии для принятия решений об ограничении потребления

загрязненных продуктов питания в первый год после возникновения аварии

Радионуклиды Удельная активность радионуклида в пищевых продуктах, кБк/кг
уровень А уровень Б
13lI, 134Cs, 137Cs 1 10
90Sr 0,1 1,0
238Pu, 239Pu, 241Am 0,01 0,1

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприяти­ем, не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер за­щиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населе­ния, а также хозяйственного и социального функционирования территории.

Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий.

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории.

На поздних стадиях радиационной аварии, повлекшей за собой загрязнение обширных территорий долгоживущими радионуклидами, решения о защитных мероприятиях принимаются с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.

Читайте также:  Средства спасения с высоты: мобильные, спусковые, стационарные

Критерии принятия решений и производные уровни для ограничительных мер при авариях с диспергированием преимущественно урана, плутония, других трансурановых элементов устанавливаются специальным нормативным документом.

Государственный надзор за выполнением норм радиационной безопасности осуществляют органы Госсанэпиднадзора и другие органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации в соответствии с действующими нормативными актами.

Источник: http://libraryno.ru/6-1-4-trebovaniya-po-ogranicheniyu-oblucheniya-naseleniya-v-usloviyah-radiacionnoy-avarii-radiac_bezop/

Критерии для принятия решений в начальном периоде аварии

Критерии для принятия решений об отселении и ограничении потребления загрязненных пищевых продуктовв выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормаль­ной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социаль­ного функционирования территории (населенного пункта);

— если предотвращаемое защитным мероприятием облуче­ние превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, то реше­ние о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий;

— если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, то необ­ходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирова­ния территории.

При принятии решений на проведение противорадиацион­ных вмешательств учитывают конкретные последствия радиа­ционной аварии и локальных радиоактивных загрязнений.

На разных стадиях аварии вмешательство регулируется зонированием загрязненных территорий, основанное на вели­чине годовой эффективной дозы, которая может быть полу­чена жителями в отсутствие мер радиационной защиты.

Под годовой дозой здесь понимается эффективная доза, средняя у жителей населенного пункта за текущий год, обусловленная искусственными радионуклидами, поступившими в окружаю­щую среду в результате радиационной аварии.

На терри­тории, где годовая эффективная доза не превышает 1 мЗв, производится обычный контроль радиационного загрязне­ния объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, по результатам которого оценивается доза облу­чения населения.

Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничиваются. Эта территория не относится к зонам радиоактивного загрязнения. При величине годовой дозы более 1 мЗв загрязненные территории по характеру необхо­димого контроля обстановки и защитных мероприятий под­разделяются на зоны.

Зонирование загрязненных территорий. Числовые зна­чения годовой эффективной дозы облучения населения для зонирования территорий на разных стадиях крупных радиа­ционных аварий (например, АЭС) различаются.

На ранней и промежуточной стадиях аварии уровни вме­шательства для временного отселения населения составляют

следующие значения: для начала временного отселения — 30 мЗв в месяц, для окончания временного отселения — 10 мЗв в месяц. Если прогнозируется, что накопленная за один месяц доза будет находиться выше указанных уровней в течение года, то следует решать вопрос об отселении населения на посто­янное место жительства.

Важно

На поздней стадии радиационной аварии загрязненные тер­ритории подразделяются на показанные ниже четыре зоны:

1) зона отчуждения — это территория, в границах которой годовая эффективная доза более 50 мЗв; в этой зоне посто­янное проживание не допускается, а хозяйственная деятель­ность и природопользование регулируются специальными актами; осуществляются меры мониторинга и защиты рабо­тающих с обязательным индивидуальным дозиметрическим контролем;

2) зона отселения — это территория, в границах которой эффективная доза составляет от 20 до 50 мЗв; въезд на указан­ную территорию для постоянного проживания не разрешается. Запрещается постоянное проживание лиц репродуктивного возраста и детей. Здесь осуществляется радиационный мони­торинг людей и объектов внешней среды, а также необходи­мые меры радиационной и медицинской защиты;

3) зона ограниченного проживания населения — это тер­ритория, в границах которой эффективная доза составляетот 5 до 20 мЗв; в этой зоне помимо мониторинга радиоактив­ности объектов окружающей среды, сельскохозяйственной продукции и доз внешнего и внутреннего облучения крити­ческих групп населения осуществляются меры но снижению доз на основе принципа оптимизации и другие необходи­мые активные меры защиты населения. Добровольный въезд на указанную территорию для постоянного проживания не ограничивается. Лицам, въезжающим на указанную террито­рию для постоянного проживания, разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации;

4) зона радиационного контроля — это территория, в гра­ницах которой эффективная доза составляет от 1 до 5 мЗв. В этой зоне помимо мониторинга радиоактивности объектов, сельхозпродукции и доз облучения населения и его критиче­ских групп осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимизации и другие необходимые меры защиты населения.

При обнаружении локальных радиоактивных загрязне­ний характер и объем проводимых мероприятий подразде­ляются на два уровня:

— уровень исследования (нижний);

— уровень вмешательства (верхний).

УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — от 0,01 до 0,3 мЗв/год. Это такой уровень радиационного воздействия на население, при достижении которого требуется выполнить исследова­ние источника с целью оценки величины годовой эффек­тивной дозы и определение величины дозы, ожидаемой за 70 лет (чтобы доза не превышала установленную законом 0,07 Зв).

УРОВЕНЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА — более 0,3 мЗв/год. Это такой уровень радиационного воздействия, при превыше­нии которого требуется проведение защитных мероприя­тий с целью ограничения облучения населения.

Масштаб и характер мероприятий определяются с учетом интенсив­ности радиационного воздействия на население по вели­чине ожидаемой коллективной эффективной дозы за 70 лет.

Решение о необходимости, а также о характере, объеме и оче­редности защитных мероприятий принимается органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Зонирование территорий АЭС. При нормальном функ­ционировании объекта проводится определение постоянных зон, что позволяет осуществить заблаговременную подготовку населения, сил и средств к действиям на случай запро- ектной аварии.

Общая зона безопасности вокруг АЭС состоит из трех зон, а отсчет зон ведется от очага выброса РВ.

Зона № 1 — зона общей упреждающей эвакуации насе­ления.

Данная зона выделяется при реализации начальной фазы аварии, которая может возникнуть, особенно на реак­торах первого поколения, либо при большой вероятности наступления аварии, например, в угрожаемый период, в ходе военных действий или при угрозе терроризма. Зона № 1 пред­ставляет собой круг радиусом в зависимости от типа и мощ­ности реактора (табл. 14.21).

Общая упреждающая эвакуация населения из этой зоны проводится по возможности до наступления времени возмож­ного выброса РВ. Данные о времени выброса рассчитываются по технологической карте протекания аварии, имеющейся на каждом энергоблоке АЭС.

Таблица 14.21



Источник: https://infopedia.su/11×1038.html

Защита населения в случае ядерной аварии — Гражданская оборона и гражданская защита Библиотека русских учебников

При аварийном выбрасывании в атмосферу радиоактивных веществ возможны следующие виды радиоактивного воздействия на население:

а) внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака;

б) внутреннее облучение при вдыхании аэрозолей (ингаляционная опасность);

в) контактное облучения вследствие радиоактивного загрязнения кожи и одежды;

г) внешнее облучение, обусловленное радиоактивным загрязнением поверхности земли, зданий, сооружений и др.;

д) внутреннее облучение при использовании загрязненных продуктов питания и воды

Расчетные данные и результаты прямых измерений уровня радиации и дозы облучения должны быть основой для принятия мер защиты населения от внешнего и внутреннего облучения, в том числе и пр рофилактичне применения стабильного йод.

Совет

Основой разработки мероприятий защиты населения в условиях радиоактивного загрязнения при ядерной аварии есть рекомендации. Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) 1988 p, а также нормы радиационной печении безопасности Украины (НРБУ-1997).

Учитывая уровень радиации, а также прогноз возможных аварийных выбросов радиоактивных веществ и метеорологические данные, принимается решение о проведении таких срочных и неотложных мер защиты в условиях ранней фазы радиационной аварии

— укрытие населения;

— ограничение пребывания населения на открытой местности;

— эвакуация в случае угрозы здоровью;

— проведение йодовои профилактики;

— временный запрет употребления продуктов питания и воды из зоны радиоактивного загрязнения

Кроме этих мероприятий в период ранней и поздней фазы проводятся долгосрочные мероприятия:

— временное отселение;

— эвакуация — переселение на постоянное место жительства;

— ограничение употребления воды и продуктов питания загрязненных радиоактивными веществами;

— меры защиты при производстве продукции животноводства, растениеводства и лесохозяйственной деятельности;

— дезактивация территории и зданий;

— другие мероприятия: гидрологические, протиповиневи, ограничения лесопользования, охоты, рыбной ловли, пребывание в поле при проведении сельскохозяйственных работ

Критерием для принятия решения о мерах защиты населения на ранней и средних фазах после аварии являются дозы внешнего и внутреннего облучения (табл. 111) с установленными двумя уровнями радиационного в влияния — нижним и верхним — согласно рекомендации. МАГАТЭ и. НРБУ-1997.

Таблица 111. Критерии принятия решений на ранней фазе развития аварии

Защитные меры Дозовые критерии (прогнозируемая доза за первые 10 суток), мЗв
Все тело Отдельные органы (легкие, щитовидная железа, кожа)
Нижний уровень Верхний уровень Нижнийуровень Верхний уровень
Укрытие, защита органов
дыхания и кожи 5 50 50 500
Йодова профилактика:
взрослые 50 * 500 *
дети, беременные женщины 50 * 250 *
Эвакуация:
взрослыедети, беременные женщины 50 10 500 50 500 200 * 5000 500 *

*. Только к щитовидной железе

При прогнозируемом облучении, не превосходит нижнего уровня, меры, перечисленные в табл 111 и 112, не проводятся. Если прогнозируемое облучение превышает нижний уровень, но не достигает верхнего ров вня, то проведение указанных мероприятий может быть отложенияхне.

Если прогнозируемое облучение достигает или превышает верхний уровень, то обязательно необходимо проводить мероприятия, приведенные в табл 111, 112, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельном ости населения и объектев.

Таблица 112. Критерии для принятия решения на средней фазе развития аварии

Меры защиты Дозовые критерии (прогнозируемая доза за первый год), мЗв
Все тело Отдельные органы
Нижний уровень Верхний уровень Нижний уровень Верхний уровень
Ограниченное использование загрязненных радиоактивными веществами продуктов питания и питьевой воды 5 50 50 500
Эвакуация 50 500 Не устанавливается

При наличии меры защиты не обеспечивают безопасности населения, необходимо проводить его эвакуацию

Чтобы реально оценить возможность проведения эвакуации, необходимо учитывать: время года, погодные условия, состояние дорог, наличие транспорта, количество населения, которое подлежит эвакуации, места для эвакуации ции, наличие жилых помещений и и.

Читайте также:  Комплексная защита населения в чрезвычайной ситуации (чс)

С целью уменьшения влияния ионизирующего облучения на людей все мероприятия должны быть направлены на уменьшение попадания радиоактивных веществ в органы дыхания, пищеварения и на поверхность тела

Поэтому необходимо:

— на основании информации о радиационной обстановке подразделениями радиационной разведки формирований гражданской защиты и отдела по вопросам. ЧС и гражданской защиты населения нанести данные радиоактивного загр руднення хозяйства (села) на карту-схему

— определить необходимое количество людей, рабочих смен, продолжительность их работы, учитывая допустимые дозы облучения и фактический уровень радиации и условия пребывания людей в помещениях, технике на поле;

— информировать население о состоянии радиационной обстановки и опасности радиационного облучения;

— разработать, внедрить и контролировать соблюдение населением режимов поведения;

— ограничить пребывание людей на открытой местности; разместить людей в жилых, производственных помещениях или защитных сооружениях;

— провести герметизацию жилых и производственных помещений, дверей, окон, труб, вентиляционных отверстий на время рассеивания радиоактивных веществ в воздухе и формирование радиоактивного загрязнения террито ории

— провести йодову профилактику (табл. 113);

— защитить органы дыхания подручными средствами (табл. 114);

— использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, исходя из помещений, во время проведения полевых работ, ухода за животными и обслуживание техники;

— эвакуировать население;

— регулировать доступ в район загрязнения;

— организовать санитарную обработку населения при загрязнении кожи и одежды радиоактивными веществами выше установленных норм;

— провести дезактивацию поверхностного загрязнения радиоактивными веществами продуктов питания (обмывание, удаление поверхностного слоя);

— воду использовать с защищенных источников водоснабжения, на рабочих местах запас воды должно быть по 3 л на человека на время рабочей смены;

— продукты использовать в герметичных складских помещений, погребов, с плотно закрытых бочек, герметичной стеклянной и металлической тары;

Таблица 113. Защитный эффект в результате проведения калий йодовои профилактики

Время принятия препаратов стабильного йода Фактор защиты
Перед вдыханием радиоактивного йода (профилактическое употребление)Через 2 часа после вдыхания радиоактивного йодаЧерез 6 ч после вдыхания радиоактивного йода 100 102

Примечания 1. Взрослым и детям старше 5 лет рекомендуется 0,25 г на один прием, детям 2-5 лет — 0,125 г, до 2 лет — 0,04 г 2.

Максимальный защитный эффект может быть в случае заблаговременного или од одновременным поступления радиоактивного йода и принятие его стабильного аналога 3 защитных свойства препарата значительно снижаются, если он будет применен спустя более 2 ч после попадания в ор ганизма радиоактивного йода. Но и при таких условиях принятие стабильного йода эффективно защищает щитовидную железу от облучения при повторном попадании радиоактивного йода 4. Одноразовый прием д оз йодистого калия обеспечивает высокий защитный эффект в течение суток. В условиях длительного поступления в организм радиоактивного йода необходимы повторные принятия препарата, чтобы поддерживать высокие защитные свойствластивості.

Таблица 114. Предметы бытового назначения и эффективность их использования для немедленной защиты органов дыхания от радиоактивных веществ

Предмет Количество слоев Защитные свойства
Мужская хлопковая носовой платочек 16 17,0
8 9,0
1 (смята) 8,5
1 (влага) 3,0
1 (сухая) 1,4
Женская хлопковая носовой платочек 4 (влага) 2,7
4 (сухая) 2,2
Махровое полотенце 1-2 4,0
Хлопковая рубашка 1 (влага) 3,0
2 (сухая) 3,0
1 (сухая) 2,5
Туалетная бумага 2 12,0

— пищевую продукцию с приусадебных участков в лесу и рыбу использовать, только предварительно проверив на радиоактивное загрязнение;

— свежие овощи и фрукты перед употреблением в пищу тщательно промыть водой, из капусты снять три-четыре верхние листья;

— желательно перевести население, прежде всего детей, на питание продуктами привезенными из чистых территорий;

— периодически проводить дезактивацию внутренних поверхностей жилых и производственных помещений, обметать потолок и стены, протирать мебель, пылесосить или выбивать на улице ковры, дорожки, матрасы, одеяла, в верхнюю одежду, проводить влажную уборку в помещениях

— провести дезактивацию зданий, приусадебных участков, колодцев, дорог, привлекая для этого формирования гражданской защиты

На ранней фазе после аварии, которая длится от начала до прекращения выброса в атмосферу радиоактивных веществ (от нескольких часов до нескольких недель), а также на средней фазе, которая продолжается после форм мирования радиоактивного следа (от нескольких суток до года), в защите населения эффективными являются меры, приведены в табл 111-115.

В индивидуальной аптечке. АИ-2 является йодистый калий — радиозащитное препарат № 2, находится в пенале белого цвета в гнезде № 6. Взрослое население должно принимать в течение первых 5-7 суток ежедневно по одной и таблетке (это 0,125 г), а дети до двух лет — по 1/4 таблетки (0,03 г) йодистого калею.

Если таблеток йодистого калия нет, можно употреблять три — пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до двух лет одну-две капли 100 мг стабильного йода защищают в течение 24 ч

Обратите внимание

Таблица 115. Защитные свойства зданий и сооружений от гамма-излучения радиоактивных веществ выпавших на местность

Сооружения или участок Коэффициент ослабления
На высоте 1 м над уровнем, гладкой поверхностью 1,0
На высоте 1 м над землей 1,4
Машины на шоссе шириной 16 м:
шоссе полностью загрязнен 2,0
шоссе полностью отключены 4,0
Деревянные дома, одно-и двухэтажные 2,5
Кирпичные или блочные дома, одно-и двухэтажные 2,5
Подвал дома 10-30 *
Три-и четырехэтажные здания (500-1000 м2 на этаж)
первый и второй этажи 12 *
подвал 100 *
Многоэтажные здания (около 1000 м2 на этаж)
верхние этажи 100
подвал 200

*. В местах, удаленных от окон и дверей

Чтобы поглощенные дозы радиации не превышали допустимых норм облучения, необходим контроль облучения. Для этого введены допустимые дозы облучения:

в военное время:

— при однократном облучении (до 4 суток) — 60. Р;

— при многократном облучении за 30 суток — 100. Р;

— за 3 месяца — 200. Р;

— за 1 год — 300. Р; в мирное время:

— при нормальных условиях за 1 год — 0,5 бэр;

— для населения — аварийное облучение за год — 10 бэр;

— для персонала. АБС — в нормальных условиях за год — 5 бэр;

— для персонала. АЭС — аварийное облучение за год — 25. Март. Предусмотрены превышения допустимой дозы облучения в соответствии с. Законом Украины»О защите человека от воздействия ионизирующих излучений № 15/98—ТСД»-ТЗД»:

— для населения 0,1 бэр за год (1 мЗв);

— для персонала. АБС до 2 бэр за год (до 20 мЗв)

Нормами радиационной безопасности установлены три категории облучаемых лиц:. А,. Б,. В

Для категории. А — установлена ??предельно допустимая доза за год, а для категории. Б — предел дозы за год

В Украине естественный радиационный фон — от 0,01 до 0,03 м. Р / ч

Поглощенная доза облучения за год в среднем состоит из таких облучений: естественного фона — 200 мбэр, строительных материалов — 100 мбэр, медицинской радиодиагностики и рентгенотерапии — 150 мбэр и а других источников облучения — 50. МБЭ.

Предельно доза — это наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы за год, которое при равномерном воздействии в течение 50 лет не приведет к нежелательным изменениям в здоровье персонала

Предел дозы — предельная эквивалентная доза за год для ограниченной части населения. Предел дозы устанавливается в 10 раз меньше предельно дозы для предотвращения необоснованного облучения этого контингента людий.

Лица, по предварительным расчетам получили одноразовую дозу внешнего или суммарно внешнего и внутреннего облучения всего тела более 5 предельно дозы (ПДД) (табл 116), или при от дноразовому поступлении в организм радиоактивных веществ более 5. ПДД, должны быть направлены на медицинское обследование в специализированное лечебное учреждед.

Для женщин в возрасте до 40 лет вводится ограничение облучения на область таза, которое не должно превышать 10 мЗв за любые два месяца, доза беременных женщин не должна превышать 5 мЗв за период весов итност.

Важно

Таблица 116. Основные дозовые пределы суммарного внешнего и внутреннего облучения, мЗв / год

Категория облучения лиц * Группа критических органов **
1 2 3
Категория А 50 150 300
Категория Б 5 15 со

*. Категория. А — персонал, постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений. Категория.

Б — часть населения, которое проживает на территории радиоактивной зоны или пребывают увае на рабочих местах, расположенных в помещениях и промышленных площадках объектов с радиационно-ядерными технологиями, где дозы облучения могут превышать допустимые для населения. Категория. В — все населениеня.

**. Группа 1 — все тело, костный мозг. Группа 2 — мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, легкие, селезенка, желудочно-кишечный тракт. Группа 3 — кожа, костная ткань, кисти, стопы, пе ередпличчя и ногамики.

Источник: http://uchebnikirus.com/bgd/tsivilna_oborona_ta_tsivilniy_zahist_-_steblyuk_mi/zahist_naselennya_razi_yadernoyi_avariyi.htm

По ядерной и радиационной безопасности

Подобный материал:

  • Федеральный надзор россии по ядерной и радиационной безопасности, 790.94kb.
  • Использование систем индикаторов безопасности органами регулирования ядерной и радиационной, 147.24kb.
  • Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год, 634.55kb.
  • «Научно-техническая поддержка регулирования ядерной и радиационной безопасности», 11.18kb.
  • Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, 604.04kb.
  • Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, 430.74kb.
  • Конституция Российской Федерации, федеральные закон, 245.01kb.
  • Полезная информация, 24.04kb.
  • Правила и нормы в атомной энергетике правила, 3255.89kb.
  • Концепция «Программы повышения аварийной готовности на основе матрицы учений асф росатома»., 73.25kb.

1   …

  10   11   12   13     15   16   17   18

Читайте также:  Инструкция по пожарной безопасности в административных помещениях
Планируемое повышенное облучения в эффективной дозе до 100 мЗв в год и эквивалентных дозах не более двухкратных значений, приведенных в табл.№3, допускается с разрешения территориальных органов госсанэпидемнадзора, а облучение в эффективной дозе до 200 мЗв в год и четырехкратных значений эквивалентных доз по табл.№3- только с разрешения федерального органа госсанэпидемнадзора. Повышенное облучение не доспускается:

  • для работников, ранен уже облученных в течение года в результате аварии или запланированного повышенного облучения с эффективной дозой до 200 мЗв или с эквивалентной дозой превышающей в четыре раза соответствующие пределы доз приведенных в таблице 3;
  • для лиц имеющих медецинские противопоказания для работы с источниками излучения.

Лица подвергшиеся облучению в эффективной дозе превышающей 100 мЗв в течении года, при дальнейшей работе не должны подвергаться облучению в дозе свыше 20 мЗв. Облучения эффективной дозы свыше 200 мЗв в течении года должна рассматриваться как потенциально опасное. Лица, подвергшиеся такому облучению должны немедленно выводится из зоны облучения и направлятся на медецинское обследование. Последующая работа с источниками излучения этим лицам может разрешена только в инвидуальном порядке с учетом с их согласием с учетом их согласия по решению компетентной медицинской комссии. Лица не относящиеся к персоналу, привлекаемые к проведению аварийных и спасательных работ, должны быть оформлены и допущены к работе как персонал группы А.^Годовая доза облучения населения не должна превышать основные пределы доз (табл. 3.1). Указанные пределы доз относятся к средней дозе критической группы населения, рассматриваемой как сумма доз внешнего облучения за текущий год и ожидаемой дозы до 70 лет вследствие поступления радионуклидов в организм за текущий год. Для ограничения облучения населения отдельными техногенными источниками излучений федеральным органом Госсанэпиднадзора для них устанавливаются квоты (доли) предела годовой дозы но так, чтобы сумма квот не превышала пределов доз, указанных в таблице 3. Облучение населения техногенными источниками излучения ограничивается путем обеспечения сохранности источников излучения, контроля технологических процессов и ограничения выброса (сброса) радионуклидов в окружающую среду, а также другими мероприятиями на стадии проектирования, эксплуатации и прекращения использования источников излучения. На основании значений ПГП радионуклидов через органы пищеварения и квот предела дозы (1,0 или 5,0 мЗв/год) может быть рассчитана для конкретных условий допустимая удельная активность основных пищевых продуктов с учетом их распределения по компонентам рациона и в питьевой воде, а также с учетом поступления радионуклида через органы дыхания и внешнего облучения. Значения ПГП радионуклидов для населения через органы дыхания и пищеварения, а также соответствующие им значения ДОА и УВ приведены в приложении П-2.^В случае возникновения аварии должны быть приняты практические меры для восстановления контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением. При радиационной аварии или обнаружении радиоактивного загрязнения ограничение облучения осуществляется защитными мероприятиями, применимыми, как правило, к окружающей среде и (или) к человеку. Эти мероприятия могут приводить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на здоровье населения, психологическое воздействие на население и неблагоприятное изменение состояния экосистем. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами: — предлагаемое вмешательство должно принести обществу и, прежде всего, облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость (принцип обоснования вмешательства); — форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).^Принятие решений о мерах защиты населения в случае крупной радиационной аварии с радиоактивным загрязнением территории проводится на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитным мероприятием, и уровней загрязнения с уровнями А и Б, приведенными в таблице смотри ниже. Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, а также хозяйственного и социального функционирования территории. Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий. Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории.^в начальном периоде аварийной ситуации

Меры защиты
Укрытие кожа легкие
5 50 50 500
Йодная профилактика: Взрослые Дети — — — — 250* 100* 2500* 1000*
Эвакуация 50 500 500 5000

1   …   10   11   12   13     15   16   17   18Скачать, 73.25kb.Поиск по сайту:
DoGendocs.ru

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-175387.html?page=14

Аварийная готовность

Требования к обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии определены главой V федерального закона [1]. Статьи 19 – 21 определяют требования к аварийной готовности организации в случае возникновения радиационной аварии.

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии
Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

  • перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
  • критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
  • план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  • (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
  • средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
  • медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
  • аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии.
В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:

  • обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;
  • проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;
  • (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
  • принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
  • локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;
  • провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;
  • принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.

Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии.

1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их.

Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.

2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.

3. Социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Требования к аварийной готовности зависят от категории радиационного объекта по потенциальной радиационной опасности, которые установлены в санитарных нормах и правилах [2] .

В разделе VI [1] (Радиационная безопасность при радиационных авариях) установлено следующее:

6.1. Система радиационной безопасности персонала и населения при радиационной аварии должна обеспечивать сведение к минимуму негативных последствий аварии, прежде всего — предотвращение возникновения детерминированных эффектов и минимизацию вероятности стохастических эффектов.

При обнаружении радиационной аварии должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения и количества облученных лиц из персонала и населения, радиоактивного загрязнения производственных помещений и окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных аварией.

6.2. В проектной документации каждого радиационного объекта должны быть определены возможные аварии, возникающие вследствие неисправности оборудования, неправильных действий персонала, стихийных бедствий или иных причин, которые могут привести к потере контроля над источниками излучения и облучению людей и (или) радиоактивному загрязнению окружающей среды.

6.3. В проектной документации радиационных объектов I — II категорий должен быть раздел «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.

Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», включающий номенклатуру, объем и места хранения средств индивидуальной защиты, медикаментов, аварийного запаса радиометрических и дозиметрических приборов, средств дезактивации и санитарной обработки, инструментов и инвентаря, необходимых для проведения неотложных работ по ликвидации последствий радиационной аварии.

Источник: http://uran.pro/index.php/drugie-materialy/avarijnaya-gotovnost

Ссылка на основную публикацию