Гражданская защита. определение.

Организация гражданской защиты России

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ   Организация гражданской защиты России…………
  Современные средства поражения…………………..  
  Способы и средства защиты населения………………  
  Основные ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятные на территории муниципального образования…………………………………………….  
  Правила противопожарной безопасности……………
  Правила оказания первой помощи……………………  

Авторский коллектив:

В.Г.Киршенман, В.А.Лебедев, Ю.Ю.Попова, Е.А.Смородина.

Организация гражданской защиты населения и территорий России, включающей в себя защиту от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является одной из важнейших задач государственной политики России в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.

Основные понятия и определения:

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, военных действий, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Обратите внимание

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Город Кандалакша распоряжением Правительства России от 21.11.2000 г. № 1634 отнесён к 3-й группе по ГО.

Организация гражданской защиты России.

Гражданская защита населения и территорий России осуществляется двумя тесно взаимодействующими между собой государственными системами: Гражданской обороной и Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление обеими системами осуществляет Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС).

Гражданская оборона (далее – ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (чрезвычайных ситуаций военного времени), а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайных ситуаций мирного времени).

Когда говорят о способности государства к защите, то обычно представляют себе, что речь идёт только о его Вооружённых силах. Но это совсем не так: имеющихся в войсках запасов боеприпасов, горючего, продовольствия хватит только на несколько дней боевых действий.

И если страна в условиях современной войны не сумеет сохранить работоспособность основной части своего населения, то некому будет восстанавливать разрушенные железные и автомобильную дороги, морские порты и промышленные предприятия, которые необходимы для обеспечения действующей армии и флота, а также ГЭС, хлебозаводы, теплосети и другие системы жизнеобеспечения.

И остановятся боевые машины, корабли и самолёты без топлива, с голодными экипажами, без боеприпасов.

Вывод очевиден! Обороноспособность нашей страны зависит не только от состояния её вооружённых сил, но и от способности населения выжить и сохранить работоспособность во время войны, восстановить основные объекты экономики и обеспечить выполнение предприятиями и организациями выданного им на военное время задания, т.е. от состояния гражданской обороны.

Для решения этой задачи в ГО созданы все необходимые органы управления, нормативно-правовая база, защитные сооружения ГО, спасательные службы и нештатные аварийно – спасательные формирования (далее – НАСФ), а также материальные запасы (включая запасы средств индивидуальной защиты).

Задачи ГО:

— обучение населения в области гражданской обороны;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— эвакуация населения и ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другими видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятия других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— санитарная обработка населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военного время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданс­кой обороны.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осу­ществляется заблаговременно в мирное время, с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ГО:   — повседневная; — первоочередные мероприятия (ПМ) ГО 1- й группы; — первоочередные мероприятия (ПМ) ГО 2- й группы; — мероприятия ГО общей готовности (ОГ).

В мирное время Гражданская оборона самостоятельно не может достаточно эффективно выполнять функцию по защите населения от ЧС природного и техногенного характера на всей территории страны по ряду причин, в т.ч.:

· не имеет системы мониторинга природных и техногенных процессов, поэтому не в состоянии обеспечить предупреждение чрезвычайных ситуаций в этих областях;

· войска ГО (спасательные центры) дислоцируются, в основном, вблизи административных центров федеральных округов и не смогут быстро прибыть в достаточно отдалённые районы для проведения спасательных работ;

· нештатные аварийно – спасательные формирования (НАСФ), составляющие основную часть сил ГО, могут применяться для проведения аварийно – спасательных работ в мирное время только в тех случаях, когда они аттестованы (сдали необходимые экзамены специальной комиссии) и застрахованы в установленном Законом порядке, а также имеется согласие их личного состава;

· не имеет резервов денежных средств для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС;

· в рамках гражданской обороны руководители гражданской обороны не имеют органов управления и нормативно-правововой базы, позволяющих им в мирное время объединить и координировать усилия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Поэтому в 1992-1994 г.г.

в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), объединяющая силы и средства, интеллектуальный, научный и промышленный потенциалы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для решения задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В целях выполнения этих задач в РСЧС созданы координирующие органы — Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС и ПБ), органы повседневного управления (дежурно-диспетчерские службы), силы и средства (спасательные, поисково-спасательные и аварийно-спасательные подразделения, передана из состава Министерства внутренних дел в МЧС пожарная охрана в полном составе) для проведения аварийно — спасательных и других неотложных работ, а также материальные запасы и финансовые резервы.

Задачи РСЧС:

— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и по­вышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

-обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­шиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуа­циях;

— организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

— прогнозирование и оценка социально-экономических пос­ледствий чрезвычайных ситуаций; — создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; — осуществление государственной экспертизы, надзора и конт­роля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума­нитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участ­вующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Источник: https://stydopedia.ru/4xc703.html

Гражданская оборона. Основные задачи. История

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека.

Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий.

Важно

Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики.

Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике.

В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

— защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

Читайте также:  Способы обнаружения (мониторинг) и тушения природных пожаров

— координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

— создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

— повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

— специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

— эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

— организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

— обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

— Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны.

МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

— В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

— В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

— Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

— В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

Источник: https://presnya.mos.ru/important-in-the-area/detail/2664657.html

Гражданская оборона

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных, действий или вследствие этих действий.

Основными задачами гражданской обороны являются:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;



— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего приведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам по всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов РФ, городов, районов и населенных пунктов в соответствии с административно-территориальным делением РФ.

Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в министерстве (ведомстве), учреждении, на объекте и т.д.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ, первым заместителем которого является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Структура Гражданской обороны РФ

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении и предприятии, независимо от форм собственности, осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.

На МЧС России Правительством РФ возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО.

Для непосредственного выполнения мероприятий ГО создаются федеральные, территориальные, местные и объектовые службы ГО, а также силы и средства ГО, включающие военизированные и невоенизированные формирования различного уровня.

Служба гражданской обороны – служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Службы ГО функционируют на четырех уровнях: федеральном, территориальном, местном и объектовом. На каждом уровне руководство действиями служб ГО осуществляют начальники ГО, координацию действий – органы управления по делам ГО, непосредственное руководство – начальники служб ГО, при которых создаются штаты служб ГО, состоящие (при необходимости) из отделов и групп.

Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются службы оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения и др.

Служба оповещения и связи, создаваемая на базе узла связи и возглавляемая его начальником, имеет следующие задачи: передача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и т.п.

Служба радиационной и химической защиты, создаваемая на основе химических и центральных заводских лабораторий, осуществляет мероприятия по защите персонала ОЭ, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием СИЗ, СКЗ и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблюдения и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвида­ции радиоактивного и химического заражения.

Противопожарная служба, организуемая на базе подразделений ведомственной пожарной охраны, разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе радиационной и химической защиты в дезактивации и дегазации уча­стков заражения.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, осуществляет неотложные работы по локализации и ликвидации аварий, разборку завалов и спасение людей.

Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов, медсанчастей и поликлиник.

Совет

Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные заведения, обеспечивает медицинское обслуживание семей, работающих в местах их расположения.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Задачей службы является разработка плана размещения персонала объекта в СКЗ, организация строительства, обеспечение готовности убежищ и контроля за правильностью их эксплуатации, участие в спасательных работах.

Служба материально-технического снабжения создается на базе отдела материально-технического снабжения ОЭ и возглавляется его начальником.

Задачей службы являются: разработка плана материально-технического снабжения; своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения; организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работы; обеспечение продовольствием и предметами первой необходимо­сти персонала на объекте и местах рассредоточения.

Служба энергоснабжения и светомаскировки, создаваемая на базе отдела главного энергетика и им возглавляемая, разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей системами и средствами защиты; осуществляет аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке.

Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагам поражения, эвакуации пораженных и других целей ГО.

Служба охраны общественного порядка, создаваемая на базе подразделений ведомственной охраны и возглавляемая ее начальником, должна обеспечить надежную охрану объекта и поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСиДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.

Количество и состав служб ГО определяется начальником ГО и может меняться в зависимости от специфики объекта и наличия необходимой базы. В частности, могут создаваться службы защиты животных, продовольствия, воды и т.п.

Силы гражданской обороны – это воинские формирования, предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

Войска ГО РФ –соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи ГО. Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по ЗНиТ при угрозе возникновения ЧС не только в военное, но и в мирное время.

В военное время руководство войсками ГО осуществляет Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент РФ через начальника ГО РФ. Непосредственное управление ими осуществляет первый заместитель начальника ГО – министр РФ по делам ГОЧС (рис. 76).

Войска ГО могут решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с воинскими формированиями Вооруженных сил, МВД, ФСБ, воинскими формированиями и силами других министерств и ведомств, а также территориальными и объектовыми формированиями ГО.

Гражданские организации гражданской обороны – формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи формирований ГО: а) в мирное время:

— сельскохозяйственных животных, растений, материальных ценностей при угрозе возникновения стихийных бедствий, а также последствий аварий и катастроф, б) в военное время:

— проведения АСиДНР в условиях разрушений, пожаров, радиоактивного, химического, бактериологического заражения после применения противником СМП;

— участие в ликвидации последствий возникших аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Формирования ГО обычно создаются в виде отрядов (200 – 400 чел.), команд (50 – 150 чел.), групп (15 – 40 чел.) и звеньев (3 – 10 чел.). На небольших предприятиях (до 500 чел.

) создаются только спасательные формирования обычной готовности. На ОЭ с численностью 500 – 3 000 чел. создаются сводные группы, 3 000 – 5 000 чел. – одна сводная команда, 5 000 – 8000 чел.

– две сводные команды и 8000 – 15 000 чел. – один сводный отряд.

Единая государственная система гражданской защиты (РСГЗ) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное и военное время защиту населения, территорий и ОПС, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от ЧС техногенного, природного, экологического и иного другого характера, а в военное время, кроме того, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Читайте также:  Ожоги: первая помощь

Источник: http://bgdstud.ru/podborka-lekczij-po-bzhd/18-konspekt-lekcij-po-discipline-bezopasnost/916-grazhdanskaya-oborona.html

Гражданская оборона

ПодробностиПросмотров: 1269

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.     

Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат -важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации:

— имеющие мобилизационное задание (заказ);

— и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

— и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

К потенциально опасным объектам (ПОО) относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.

К ПОО относятся:

— химически опасные объекты (ХОО);

— радиационно опасные объекты (РОО);

— пожаровзрывоопасные объекты (ПВОО);

— гидротехнические сооружения (ГТС).

Полномочия организаций в области гражданской обороны Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Обратите внимание

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Система управления гражданской обороны — это составная часть общегосударственной системы управления, представляющая собой совокупность взаимосвязанных органов управления, пунктов управления во всех её звеньях, а также органов управления, систем связи и оповещения  гражданской обороны.

Система связи гражданской обороны — это организационно-техническое объединение общегосударственных и ведомственных сил и средств связи, сил и средств связи штабов, соединений и частей гражданской обороны, обеспечивающих обмен информацией в системе управления гражданской обороны.

Система оповещения гражданской обороны — организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств, предназначенных для передачи сигналов гражданской обороны и специальной экстренной информации населению и силам гражданской обороны.

Убежище — защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ.

Противорадиационное укрытие — защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии.

Средство индивидуальной защиты населения — предмет или группа предметов, предназначенных для защиты человека или животного от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ и светового излучения ядерного взрыва.

Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Силы гражданской обороны — спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений (далее соответственно – эвакуация, населенные пункты), а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (далее – рассредоточение работников организаций).

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Загородная зона – территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и пригодная для жизнедеятельности местного и эвакуируемого населения.

При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации возможно выделение загородной зоны на территории этих субъектов Российской Федерации.

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта.

При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Эвакуация по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны) – комплекс мероприятий, согласованных с органами военного управления, по организованному вывозу или выводу из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, других населенных пунктов, гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения (кроме лиц призывного возраста, имеющих мобилизационные предписания), а также материальных и культурных ценностей с вышеназванных территорий в безопасные районы.

Рассредоточение рабочих и служащих — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

— уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

— организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах, должна быть обеспечена защитными сооружениями, отвечающими нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время создаются:

а) эвакуационные комиссии;

б) сборные эвакуационные пункты;

в) промежуточные пункты эвакуации;

г) группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

д) эвакоприемные комиссии;

е) приемные эвакуационные пункты;

ж) администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ:

специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания  систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации.

Подробнее…

Источник: http://ntc-kb.ru/index.php/stati/grazhdanskaya-oborona

Гост р 42.0.02-2001: гражданская оборона. термины и определения основных понятий / прочие / законодательство

ГОСТ Р 42.0.02-2001

УДК 001.4:001.8:623.459.6/.8:006.354

Группа Т00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданская оборона

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Civildefence. Basictermsanddefinitions

ОКСТУ 0022

ОКС 01.040.13

13.200

Дата введения 2002—01—01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), доработан с участием Рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 августа 2001 г. № 320-ст

Важно

3 Стандарт разработан в обеспечение реализации Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов — синонимов стандартизованного термина не допускается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешаются в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

Стандартизованные термины набраны жирным шрифтом, их краткие формы — светлым. В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов. В приложении А приведены термины и пояснения понятий, необходимых для понимания стандарта.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области Гражданской обороны Российской Федерации.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебной, научно-технической и справочной литературе органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, учреждениями и предприятиями всех форм собственности, принимающими участие в подготовке и осуществлении мероприятий по гражданской обороне.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02—94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

Источник: http://www.EstateLine.ru/legislation/1146/

Цель и задачи гражданской защиты. Гражданская защита Это — комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, окружающей среды, материальных. — презентация

1 Цель и задачи гражданской защиты<\p>

Читайте также:  Снегоход тайга и технические характеристики

2 Гражданская защита Это — комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций. Природного и техногенного характера.<\p>

3 Цель гражданской защиты Защита населения в чрезвычайных ситуациях<\p>

4 Задачи гражданской защиты обучение населения способам защиты от опасностей; оповещение населения об опасностях; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;<\p>

5 проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий ; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;<\p>

Совет

6 Оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;<\p>

7 1. Руководство гражданской защитой в Республике Узбекистан осуществляет Правительство Республики Узбекистан. Руководство Гражданской защитой 2. Руководство гражданской защитой в органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.<\p>

8 3. Руководство Гражданской защитой на территориях субъектов Республики Узбекистан осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Республики Узбекистан и руководители органов местного самоуправления. 4. Руководители органов исполнительной власти и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по Гражданской обороне и защите населения.<\p>

9 Органы, осуществляющие управление Гражданской защитой 1)государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской защиты; 2)2) территориальные органы – региональные центры по делам гражданской защиты,<\p>

10 3) структурные подразделения государственных органов исполнительной власти 4) структурные подразделения (работники) организаций<\p>

11 Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – организация, которая осуществляет наиболее сложные крупномасштабные гуманитарные операции по спасению людей и оказанию помощи пострадавшим как на территории Узбекистан.<\p>

12<\p>

13<\p>

14<\p>

15 В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ В СЛУЧАЕ БЕДЫ НА ВОДЕ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В СЛУЧАЕ ДТП и т.п.<\p>

16<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1293598/

Гражданская защита

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В порядке гражданского судопроизводства защита нарушенных прав и законных интересов осуществляется преимущественно по правилам искового производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, путем разрешения спора о праве. Вместе с тем иногда возникает необходимость в защите субъективных прав и интересов при отсутствии спора.

В порядке особого производства заинтересованное лицо имеет возможность установить юридические факты, которые могут служить основанием для осуществления его субъективных прав. Так, установление факта родственных отношений необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство, когда родственные отношения не могут быть подтверждены соответствующими документами.

Обратите внимание

Установление факта владения и пользования земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения обязательно, если владелец земельного участка решил передать его в аренду или безвозмездное срочное пользование (ст.

267 ГК), а документы, подтверждающие факт владения и пользования земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, были утрачены и факт не может быть подтвержден.

Целью особого производства является не разрешение спора о праве, а устранение имеющейся неопределенности в отношении самого разнообразного круга обстоятельств, действий или событий.

Особое производство — вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.

В особом производстве рассматриваются гражданские дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. Например, гражданин обращается в суд с заявлением об установлении родственных отношений, поскольку установление данного факта ему необходимо для вступления в право наследования или для получения пенсии по случаю потери кормильца.

В порядке особого производства рассматриваются также гражданские дела, по которым необходимо подтвердить наличие или отсутствие бесспорного права — установление факта владения и пользования недвижимым имуществом, дела о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам, дела о восстановлении утраченного производства. По данным категориям дел судом решаются вопросы не только факта, но и права. В этих случаях защита права не может быть осуществлена в исковом порядке, так как отсутствует спор о праве и заинтересованное лицо ни к кому никаких требований не предъявляет[1].

В особом производстве рассматриваются дела, по которым суд устанавливает правовой статус гражданина: в одних случаях гражданин признается недееспособным или ограниченно дееспособным; в других — объявляется умершим или признается безвестно отсутствующим.

Особое производство — вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или подтверждается наличие или отсутствие бесспорного права, а также определяется правовой статус гражданина.

В делах особого производства возможен спор о факте, который требует судебного подтверждения, поскольку не всегда устанавливаемый судом факт является очевидным и в отношении его существования имеются противоречивые доказательства, противоположные суждения[2].

Важно

Во всех подобных случаях суд должен убедиться в существовании или несуществовании фактов путем проверки и сопоставления имеющихся доказательств, выявления противоречий в суждениях заинтересованных лиц.

Таким образом, спор о факте в особом производстве возможен и наличие или отсутствие факта должно быть судом установлено, если спор о факте не перешел в спор о праве[3].

Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения и разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК).

Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством.

Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве, то по делам данного вида судопроизводства нет и сторон (истца, ответчика), третьих лиц. Дело возбуждается заявителем, в рассмотрении дела могут участвовать заинтересованные лица.

В связи с этим в особом производстве в меньшей степени проявляется принцип состязательности.

Принцип диспозтивности действует также не в полной мере, поскольку в особом производстве не применяются нормы искового производства о мировом соглашении, признании иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований, обеспечении иска.

Особое производство несовместимо со спором о праве. Возникновение спора, подведомственного суду, влечет оставление поданного заявления без рассмотрения, а заинтересованным лицам разъясняется право на обращение с иском в обычном порядке (ст. 263 ГПК). Отсутствие спора о праве предопределяет отсутствие сторон с противоположными интересами.

Совет

Лицо, возбудившее дело в порядке особого производства, называется заявителем. Заявители относятся к лицам участвовавшим в деле (ст. 34 ГПК). Заявление в отличие от иска не направлено против каких-либо конкретных лиц, ибо защиты нарушенного или оспариваемого права не требуется.

Если решение по делу может отразиться на правах иных организаций или граждан, то они участвуют в процессе в качестве заинтересованных лиц.

Отсутствие правового спора и сторон в особом производстве делает невозможным предъявление встречного иска, замену сторон, заключение мирового соглашения, обращение в третейский суд и т.д. В то же время не исключается совместное обращение к суду нескольких лиц, связанных общими интересами (соучастие)[4].

Как показывает статистика, дела, подпадающие, по сути, под категорию особого производства, составляют очень большой процент среди рассматриваемых в судах как общей юрисдикции, так и в арбитражных.

Сказанное особенно касается случаев, когда заявителям нужно получить правоустанавливающие документы.

Поскольку от этого напрямую зависит стабильность гражданского оборота, четкое понимание процедуры разрешения таких дел необходимо любому юристу.

Следует заметить, что и новый процессуальный закон далеко не все категории дел относит к какому-либо виду гражданского судопроизводства, что вызовет практические трудности.

В то же время отдельные новеллы ГПК РФ, думается, останутся мертворожденными образованиями. Так, в подраздел IV ГПК РФ «Особое производство» включен специальный порядок рассмотрения судами дел об эмансипации, т.е.

об объявлении ребенка полностью дееспособным (глава 32).

Обратите внимание

Между тем, насколько известно, ни одного дела по этому поводу в наших судах возбуждено не было, хотя ГК РФ предусматривает возможность судебной эмансипации с 1995 г.

Возможно, это связано со своеобразием российского менталитета, в силу которого сложно представить возникновение в нашем государстве ситуации, с которой ст.27 ГК РФ связывает обращение с требованием об эмансипации в суд[5].

Так, условиями заявления в суд несовершеннолетним требования об эмансипации являются:

· желание несовершеннолетнего старше 16 лет стать полностью дееспособным и обратиться за этим в суд;

· работа несовершеннолетнего (согласие родителей на занятие им предпринимательской деятельностью, с одной стороны, и отсутствие согласия этих же родителей на эмансипацию — с другой).

Предположение о соблюдении подобных условий может быть только теоретическим, так зачем засорять ГПК РФ особыми правилами для изначально ненужного производства?

А вот про санкционирование принудительных исполнительных действий законодатель «забыл», хотя актуальность такого производства трудно переоценить.

Действующий исполнительный процесс входит в противоречие с Конституцией, так как каждый раз, когда судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия, связанные с обращением взыскания на имущество граждан по несудебным исполнительным документам, нарушается п.3 ст.35 Конституции РФ. Однако только первые два подпункта п.1 ст.

7 ФЗ «Обисполнительном производстве» [6] называют в качестве исполнительных документы, выдаваемые на основании судебных актов, а оставшиеся подпункты 3-8 относят к перечню подлежащих принудительному исполнению акты иных, несудебных органов.

На практике противоречие исполнительного законодательства конституционным основам вызывает признание недействительными постановлений о возбуждении исполнительного производства по несудебным документам, например, по постановлениям Госторгинспекции и иных органов о привлечении виновных субъектов к штрафной ответственности.

Важно

Порядок судебного санкционирования исполнительных действий обязательно должен быть предварительным и оформляться именно решением, а не постановлением или иным актом судебной власти, исходя из конституционной нормы о решении как единственном основании изъятия имущества гражданина.

При законодательном закреплении процесса санкционирования исполнительных действий (отдельной главой в подразделе IV ГПК РФ «Особое производство») можно было бы взять то лучшее, что наработано судебной практикой по делам о принудительном психиатрическом освидетельствовании и принудительной госпитализации граждан в психиатрические лечебные учреждения. Процедура судебного санкционирования нашла свое отражение в процессуальном законодательстве только в главе 35 ГПК РФ 2002 года, и до недавнего времени судьи руководствовались в этом плане Законом РФ от 02.07.92 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[7]. Однако за почти десятилетие своего действия данный Закон был достаточно апробирован судами, что позволило выявить некоторые положительные моменты, успешно применимые к процессу санкционирования судами любых принудительных действий, в том числе исполнительных, с учетом специфики последних.

К таким моментам, в частности, можно отнести:

· сокращенные сроки как на обращение с требованием о даче санкции, так и на рассмотрение судом вопроса о санкционировании;

· ограниченный перечень лиц, которые вправе выступать заявителями по данной категории дел;

· отсутствие стадии подготовки дела к судебному разбирательству;

· неявка заинтересованных лиц не должна препятствовать судебному разбирательству дела о санкционировании;

· упрощенная процедура проведения судебного заседания;

· немедленное исполнение принятого судом решения при сохранении для заинтересованных лиц возможности кассационного обжалования.

Предлагаемый вариант является лишь одним из возможных способов решения проблем судебного контроля в сфере исполнительных правоотношений, но, полагаю, наиболее предпочтительным и приемлемым для российской действительности.

Источник: https://works.doklad.ru/view/MzHFdyyzLgc.html

Ссылка на основную публикацию