Готовность органов управления гражданской обороны и рсчс

Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС

Эффективность работы по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени в полной мере зависит от деятельности должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС, организации повседневного управления.

В связи с этим в условиях сложной социально-политической и экономической обстановки в стране требуется не допустить снижения готовности органов управления РСЧС и ГО, обеспечить их тесное взаимодействие при решении возложенных на них задач.

При этом учитывается уровень и состав управленческих звеньев, сочетания централизации и децентрализации, распределения задач между органами управления и должностными лицами, уровень подготовленности сотрудников органов управления и их слаженность в работе.

Мероприятия, обеспечивающие повышение готовности органов управления, сил ГО и РСЧС в любых условиях обстановки, включают:

· разработку планов на мирное и военное время, их корректировку;

· непрерывный сбор и обработку информации, прогнозирование развития ситуации, изучение и оценку данных обстановки;

· своевременное принятие решений и доведение задач до подчиненных;

· организация и поддержание непрерывного взаимодействия сил ГО и РСЧС;

· подготовка сотрудников органов управления, личного состава сил ГО и РСЧС к выполнению задач;

· организация всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС;

· постоянный контроль за выполнением планов, приказов, распоряжений и оказания помощи подчиненным;

· поддержание в постоянной готовности пунктов управления, средств связи и оповещения.

Обратите внимание

Учитывая специфику управления мероприятиями РСЧС и ГО, основными принципами совершенствования и развития, повышения готовности органов управления являются:

· сохранение преемственности, обобщение и распространение опыта кризисного управления, сложившегося в системе государственной власти, территориального управления и местного самоуправления;

· обеспечение непрерывности, устойчивости и надежности системы управления кризисными ситуациями в мирное и военное время;

· недопущение снижения уровня готовности органов управления, сил РСЧС и ГО;

· обеспечение проведения мероприятий по переводу экономики страны с мирного на военное время и выходу из кризисных ситуаций в кратчайшие сроки с наибольшей эффективностью;

· интеграция системы управления кризисными ситуациями в Единую систему государственного и военного управления на военное время.

Интересы повышения эффективности управления обязывает руководящий состав органов управления РСЧС и ГО постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.

Там, где управление организовано грамотно, ликвидация ЧС носит организованный характер. А это ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению АСДНР, позволяет значительно экономить государственные средства.

Приведение органов управления и сил РСЧС в готовность

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления, силы и средства РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При принятии решения об изменении режима функционирования РСЧС определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

Важно

б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Органы управления, силы РСЧС, а также население должны информироваться через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители соответствующих уровней отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы, о чем так же сообщается населению.

 (см. текст в предыдущей редакции)

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

· изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

· планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

· проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

· ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

· усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

· непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

· принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

· уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

· приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

· восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

· непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

· проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

· организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» №3ФКЗ от 30.05.2001г.

в частности (попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности,

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ), — режим чрезвычайной ситуации.

В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

 При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию:

— объектовый уровень реагирования;

— местный уровень реагирования;

— региональный (межмуниципальный) уровень реагирования;

— федеральный уровень реагирования;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций:

— локального характера осуществляется силами и средствами организации;

— муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;

— межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

— межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Источник: https://studopedia.net/6_97424_meropriyatiya-provodimie-v-tselyah-povisheniya-gotovnosti-organov-upravleniya-sil-go-i-rschs.html

Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций

Айол А. А.

Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 144-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12124/ (дата обращения: 08.03.2019).



В статье рассматривается организация подготовки должностных лиц органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: органы управления гражданской обороны, органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС, единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Читайте также:  Технические средства добровольных пожарных формирований

Эффективность решения любой из возникающих перед человечеством проблемы или задачи напрямую будет зависеть от того, насколько имеющиеся в наличии органы управления в состоянии выполнять свои обязанности по предназначению.

Совет

Для защиты населения и территории Российской Федерации на сегодняшний день созданы и функционируют гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). Для эффективной реализации возложенных на эти системы задач в них созданы системы управления.

Система управления гражданской обороной является составной частью системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в масштабах одной организации, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].

В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются органы управления [2]. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления. На объектовом уровне координационными органами управления являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, постоянно действующими органами управления единой системы являются структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и органами повседневного управления единой системы являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) [3].

Обучение населения в области гражданской обороны, в том числе граждан, входящих в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС, осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4].

В целях качественной подготовки органов управления на современном этапе определена главная задача их подготовки.

Этой задачей является совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и гражданской обороны сегодня определены в том числе командно-штабные учения (далее — КШУ) и командно-штабные тренировки (далее — КШТ) или штабные тренировки (далее — ШТ), тренировки Национального центра управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12124/

№1. Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ТЕМА № 21. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность.
1. Порядок приведения в готовность формирований ГО и РСЧС.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством РФ, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.К формированиям РСЧС относятся аварийно-спасательные формирования. Профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

  • в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
  • в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления;
  • в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организации собственных аварийно-спасательных формирований; руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых являются участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав и структуру аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления , организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства РФ.При угрозе нападения противника или при получении прогноза о возможности возникновении чрезвычайных ситуаций по распоряжению старшего начальника формирования приводятся в полную готовность. Полная готовность – это такое состояние формирований, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задачи успешно выполнить их в любых условиях обстановки.Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:по подчиненности: территориальные и организаций;по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического), наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 24 часа, в военное время – 6 часов.Формирования РСЧС (аварийно-спасательные формирования) постоянной готовности должны прибыть на место чрезвычайной ситуации не позднее трех часов.Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир. Основным руководящим документом для командира формирования по приведению формирования в готовность является «План приведения формирования в готовность».План приведения формирования в готовность содержит:

  • порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;
  • место и время сбора личного состава, сроки выдачи средств индивидуальной защиты, табельного имущества, и других материальных средств;
  • порядок и время проверки готовности;
  • порядок выдвижения и сроки прибытия в район сбора или проведения работ;
  • порядок управления формированием в период сбора, приведения его в готовность и выдвижение в район сосредоточения или район работ;
  • порядок материального и технического обеспечения;
  • организация комендантской службы.

Об угрозе нападения противника или получения прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации командиры формирований оповещаются штабом гражданской обороны (отделом ГО и ЧС) объекта народного хозяйства (района, службой гражданской обороны).Получив сигнал вызова, командир обязан:

  • в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;
  • оповестить л/с формирований и обеспечить полный его сбор;
  • организовать выдачу личному составу табельного имущества и контроль за его содержанием, а также произвести подгонку средств индивидуальной защиты;
  • организовать рассредоточение и укрытие специальной техники, автотранспорта и имущества в месте сбора;
  • проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри формирования;
  • доложить о готовности формирования старшему начальнику.

Командир формирования обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время.В первую очередь оповещаются командиры подразделений и связные.Личный состав формирования, получив вызов, немедленно следует к установленному месту сбора и докладывает о прибытии своему командиру.На месте сбора личный состав получает табельное имущество, проверяет его исправность и подгоняет средства индивидуальной защиты.Автотранспортная техника, закрепленная за формированиями приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.После сбора личного состава и приведения его в готовность командир и штаб формирования обязаны организовать наблюдение за зараженностью внешней среды в районе расположения формирования; уточнить задачи, место формирования в построении сил объекта народного хозяйства или прежде всего групп (звеньев) связи и разведки, сил и средств, предназначенных для действий в отрядах обеспечения движения, а также готовность средств оповещения, определить порядок выдвижения подразделений формирования.При приведении формирований в готовность и выводе их в загородную зону организуется всестороннее обеспечение в целях успешного выполнения поставленных задач.Обеспечение действий организует командир формирования с учетом мероприятий проводимых старшим начальником.

2. Обязанности должностных лиц ГО и РСЧС при приведении формирований ГО и РСЧС в готовность.

Обязанности командира формирования, начальника штаба формирования определены в наставлении по применению и действиям формирований гражданской обороны.

Командир формирования несет личную ответственность за подготовку, дисциплину и политическое состояние подчиненного личного состава, поддержания постоянной готовности формирования, своевременное выполнение поставленных задач, а также за сохранность техники, транспорта и имущества. Командир формирования является прямым начальником всего личного состава формирования.

Командир должен всесторонне знать состояние подчиненного формирования, обеспеченность его материальными средствами и принимать все меры к повышению его готовности.

Командир формирования обязан:

  • знать состав формирования, его задачи и возможности, порядок комплектования личным составом, автотранспортом, техникой и всем имуществом;
  • знать уровень подготовки, моральные и деловые качества подчиненных, политико-моральное состояние и уровень каждого подразделения формирования;
  • постоянно совершенствовать личную подготовку по ГО и ЧС, организовывать и проводить занятия с л/с формирования по общей и специальной подготовке;
  • поддерживать постоянную готовность личного состава и высокую слаженность формирования для выполнения задач;
  • умело руководить работой формирования и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями;
  • решительно и энергично добиваться выполнения поставленных задач, проявить инициативу и в случае необходимости самостоятельно принимать решения в соответствии с обстановкой, не ожидая указаний старших начальников;
  • осуществлять контроль за правильным использованием, содержанием и сбережением имущества и специальной техники, периодически лично проверять их исправность и содержание;
  • заботиться об обеспечении личного состава формирования средствами защиты, следить за соблюдением мер безопасности при работе с техникой, при совершении марша, при проведении работ, а также своевременно принимать меры защиты от современного оружия поражения;
  • иметь сведения о списочном составе формирования, а также о наличии и состоянии техники, горючего и иных материальных средств;
  • организовать материальное и техническое обеспечение формирования;
  • всемерно поощрять смелые, разумные и инициативные действия подчиненных.

Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности формирований.Постоянная готовность формирований достигается заблаговременной подготовкой их к выполнению задач:

  • высоким морально-психологическим состоянием личного состава;
  • укомплектованностью формирований личным составом, оснащением техникой и автотранспортом, обеспеченностью средствами индивидуальной защиты и другими материальными средствами;
  • содержанием в исправном состоянии и умелом применении техники;
  • высокой выучкой командиров, штабов и формирований, а также твердым знанием ими особенностей участка (объектов) работ;
Читайте также:  Тушение горящей одежды на человеке: действия и первая помощь

непрерывным и твердым управлением, наличием запасов материальных средств и своевременным их комплектованием.

Тема № 22. Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновения ЧС мирного

и военного времени.

Задание

на групповое упражнение со слушателями

по теме № 22 «Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени»

Время: 90 минут.

Учебные вопросы:

1. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при угрозе возникновения ЧС.2. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при возникновении ЧС3. Действия должностных лиц ГО при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение и в ходе проведения АСДНР в очаге поражения.

Общая обстановка

Машиностроительный завод расположен в сейсмоопасной зоне. В последнее время сейсмические станции фиксируют активизацию подземных процессов, что свидетельствует о возможности возникновения землетрясения.Кроме того, продолжительное время идут проливные дожди, в результате повышения температуры началось обильное таяние снега, что вызвало повышение уровня воды в реках и водоемах.

Это может привести к затоплению больших территорий.Последние годы характерны повышением напряженности военно-политической обстановки в мире. В различных регионах возникают новые очаги напряженности, так называемые «горячие точки». Это может привести к эскалации военных действий и перерастанию локальных конфликтов в современную ракетно-ядерную войну.

Частная обстановка

Машиностроительный завод функционирует в режиме повседневной деятельности. Численность рабочих и служащих 3000 человек. Работа осуществляется в три смены. Наибольшая рабочая – 1100 человек.Для укрытия рабочих и служащих имеются 2 убежища общей вместимостью 850 человек. Обеспеченность персонала противогазами – 80%; медицинскими средствами защиты – 30%.

Обратите внимание

На заводе созданы нештатные аварийно-спасательные формирования общей численностью 186 человек, в том числе:- сводная группа – 1(44 чел.);- аварийно-техническая команда – 1 (44 чел.);- разведывательная группа – 1 (16 чел.);- группа связи – 1 (15 чел.);- противопожарная команда – 1 (25 чел.);- санитарная дружина – 1 (23 чел.

);- пост РХБ наблюдения – 1 (3);- группа ООП – 1 (16 чел.).Укомплектованность НАСФ личным составом и техникой – 100%. Личный состав обучен и готов к выполнению задач по предназначению формирований.Кроме того из взаимодействующих объектов через 3-4 часа заводу могут быть приданы:- сводная команда механизации работ – 94 чел.- спасательная группа – 35 чел.

В часы самоподготовки слушатели обязаны:

а) Изучить:

— задание на групповое упражнение;- наставление по организации и ведению ГО в городском районе (городе) и на промышленном объекте народного хозяйства, стр. 114-142.- Приказ МЧС № 999 от 23.12.2005 г. (Порядок создания НАСФ).

б) Знать:

— перечень мероприятий, проводимых при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера;- перечень мероприятий по переводу ГО с мирного на военное положение;- порядок оценки химической обстановки при с выбросами АХОВ;- содержание приказа руководителя на ведение АСДНР;- содержание распоряжения по разведке.в) Быть готовым:- в ходе занятия действовать и принимать решения в роли руководителя организации, руководителя органа управления по делам ГОЧС, председателя КЧС и ПБ и т.п.

Тема № 23. Перевод гражданской обороны объекта с

мирного на военное положение.

«Общие положения по переводу ГО с мирного

на военное положение»

Ведение гражданской обороны на территории РФ или отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных её местностях («Закон о ГО от 12.02.1998 г. ст.4 п.3)

Источник: http://rykovodstvo.ru/remont/52191/index.html?page=35

Органы управления, силы и средства РСЧС и ГО РФ

РСЧС, ГО объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Каждый уровень РСЧС имеет следующие элементы:координационный орган; постоянно действующий орган управления (орган управления по делам ГО и ЧС – ОУ ГОЧС); орган повседневного управления; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Под органами управления силами ГОЧС понимаются: командование, штабы, постоянные (штатные) и временные создаваемые (нештатные) органы для руководства силами РСЧС и ГО в различных звеньях в мирное и военное время.

Координационными органами ГОЧС являются: на федеральном уровнеа) правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности; б) комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧСПБ) федеральных органов исполнительной власти;на межрегиональном уровне, охватывающем территорию федерального округа, — полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе; на региональном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧСПБ) органа исполнительной власти субъекта РФ; на муниципальном уровне, охватывающем территорию муниципального образования, — КСЧ органа местного самоуправления; на объектовом уровне – КЧС организации (объекта, предприятия, учреждения).<\p>

Они создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы. Вышеуказанные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями, а членами комиссий назначаются необходимые специалисты – руководители подразделений. Компетенция этих комиссий, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Основными задами КЧС регионального и муниципального уровней являются: организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС; организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления; создание резервов финансовых и материальных ресурсов; руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам; планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания; руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в ЧС.

Объектовые КЧС руководят:разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС; организуют работы по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения; обеспечивают готовность органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководят ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов; руководят созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют подготовку руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.

Постоянно действующими органами управления РСЧС и ГО являются: на федеральном уровне Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры); на региональным уровне – главные управления МЧС по субъектам РФ, например, в Татарстане главное управление МЧС России по РТ и МЧС РТ. Согласно положению о министерстве по делам ГОЧС РТ «МЧС Республики Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет руководство деятельностью дислоцированных на территории РТ его территориальных органов — управлений Министерства по делам ГО и ЧС РТ по городским округам и муниципальным районам, подразделений противопожарной службы РТ, поисково-спасательных служб и сил ГО, за исключением непосредственно подчиненных Главному управлению МЧС России по РТ), в том числе специальных подразделений федеральной противопожарной службы и их органов управления»);на муниципальном уровне – управления Министерства по делам ГО и ЧС РТ по городским округам и муниципальным районам (в г. Казани – Управление Гражданской защиты исполкома г. Казани); на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Органами повседневного управления РСЧС и ГО являются: на федеральном уровне – центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ (ЦУ КС МЧС); информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ); на межрегиональном уровне – центр управления в кризисных ситуациях регионального центра (ЦУ КС РЦ); дежурно-диспетчерские службы ФОИВ;на региональном уровне: 1) центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС РФ и МЧС РТ (ЦУ КС ГУ МЧС); 2) оперативные и дежурные службы МЧС РТ и подведомственных ему учреждений (ОДС ДПЛ ЧС); 3) противопожарная служба РТ — государственное учреждение «Пожарная охрана РТ»; на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований (службы спасения); на объектовом уровне — дежурно – диспетчерские службы (ДДС) организаций (объектов). Они создаются, как правило, на потенциально опасных объектах, крупных объектах экономики и т. п.

Размещение органов повседневного управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, жизнеобеспечения и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Соответствующие центры управления в кризисных ситуациях, дежурно-диспетчерские службы осуществляют оперативное управление дежурными силами и средствами в системе РСЧС, сбор и обработку информации о ЧС, а также о ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

На каждом уровне РСЧС имеются силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основу их составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3-х суток.

Аварийно-спасательная служба– это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно — спасательное формированиеэто самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

Читайте также:  Аварийно химически опасное вещество (ахов)

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет МЧС РФ.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют главные управления МЧС по субъектам РФ.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют вышеуказанные постоянно действующие органы управления по делам ГОЧС при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях, а также в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях по решению соответствующих органов власти и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.На федеральном уровне составными элементами сил РСЧС, ГО, подчиняющимися МЧС России, являются воинские части войск ГО центрального подчинения (отдельные мобильные механизированные бригады и полки, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды противорадиационной и противохимической разведки); поисково-спасательная служба; центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России; центр специального назначения МЧС России; всероссийский центр экстремальной и реабилитационной медицины МЧС; специальные подразделения государственной противопожарной службы

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/16616.html

Система управления силами РСЧС И ГО. Контрольная работа. Безопасность жизнедеятельности. 2016-05-16

Минобрнауки России

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Институт военно-технического образования и безопасности

Кафедра «Управление и защита в чрезвычайных ситуациях»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Система управления силами РСЧС и ГО

по дисциплине «Управление техносферной безопасностью»

Выполнил

студент гр.23901/1 M. Гаргури

Руководитель

доцент, к.в.н. Н.С. Хлобыстин

Санкт-Петербург 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.Система управления

.Методы

.Режим работы

Заключение

Список литературы

Введение

Опыт устранения ЧС свидетельствует о высокой роли, которую играет эффективная, стройная система управления в вопросах реагирования на возникающие происшествия, катастрофы и стихийные бедствия.

За последние годы особенно сильно проявилось многообразие этих ЧС — от вооруженного конфликта (Чеченская Республика) и крушительного землетрясения до крупных пожаров и наводнений, большого числа техногенных аварий и катастроф.

Результаты работы по предостережению и ликвидации ЧС в большинстве зависит от деятельности служебных лиц и органов управления РСЧС, организации ежедневного управления.

В связи с этим в условиях трудном социально-политическом и экономическом положении в стране требуется не допустить снижения готовности органов управления РСЧС и ГО, снабдить их тесное взаимодействие при решении положенных на них задач.

Рациональная структура организационной системы РСЧС в целом и системы управления, в частности, является нужным условием для результативного управления ею.

Важно

Неисправность в структуре и организации управления повергают к снижению эффективности не только системы управления, но и всей организационной системы в целом.

Опыт изображает, что при безупречной организации даже слабое руководство часто доставляет лишь очень низкий вред. Но такой руководитель, опирающийся на дефектную организацию, неминуемо проваливается и захватывает за собой все, что ему подчинено.

Таким образом, от организации системы управления и взаимодействия ее частей зависит рациональное функционирование всей системы в любой зоне деятельности.

Объектом данного исследования является анализ системы управления силами РСЧС и ГО. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Система управления силами РСЧС и ГО » с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

. Изучить теоретические аспекты и выявить природу системы управления силами РСЧС и ГО;

. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;

. Изложить возможности решения тематики;

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список литературы.

1.Система управления

Организационно-техническое основание управления РСЧС и ГО составляет система управления, определенная для руководства системы, координации и контролирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.[1]

Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов:

  • органов управления;
  • системы пунктов управления;
  • системы связи;
  • автоматизированных систем управления и других специальных систем.

Системой управления руководят должностные лица:

  • на федеральном уровне — Президент Российской Федерации, начальник ГО — председатель Правительства РФ и первый заместитель начальника ГО — министр по делам штатской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который является председателем межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям;
  • в ведомствах, министерствах, учреждениях — начальник ГО — глава министерства, ведомства; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) — заместитель начальника министерства;
  • в краях, республиках, областях и т.д. руководителем ГО является начальник исполнительного органа государственной власти, председателем КЧС — заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти.

На предмете экономики — начальник ГО — руководитель предприятия; председатель КЧС — зам руководителя.

Начальники ГО, председатели КЧС стоять во главе над подчиненными органами управления, всей повседневной деятельностью РСЧС и ГО, снабжением постоянной готовности РСЧС и ГО в спокойное время, а также переводом на военное положение.

Им дано право принимать постановления и проводить их в жизнь в пределах своей компетенции, издавать распоряжения, приказы, обязательные для выполнения всеми подчиненными им должностными лицами.

Совет

Они создадут работу органов управления и несут ответственность за организацию и обеспечение постоянного управления.

Значимую роль в системе управления, ее эффективности, играют органы управления РСЧС и ГО.[1]

Всякий уровень РСЧС имеет:

  • координирующие органы управления;
  • непрерывно действующие органы, умышленно уполномоченные решать задачи ГО, задания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления по делам гражданской обороны и ЧС);
  • органы повседневного управления.

Межведомственная комиссия (МВК) назначена для создания и проведения единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных катастрофами, авариями, стихийными и иными бедствиями.[3]

МВК может создавать трудовые оперативные группы по основным проблемам, относящимся к ее деятельности и определять ряд их работы. В состав оперативных групп включаются представители от министерств и ведомств.

Для поиска причины ухудшения обстановки, выработки предложения и принятию мер по предупреждению ЧС, оценки её характера в случае появления, нахождения мероприятия по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды и их выполнении.

В непосредственной близости района бедствия КЧС формирует оперативную группу. При появлении ЧС на оперативную группу ложится руководство работой по их ликвидации во взаимодействии с органом исполнительной государственной власти и управления в зоне бедствия.

Состав образовывается из членов КЧС с применением необходимого специалиста.

В чрезвычайной ситуации министерство, ведомство и организация субъекта Российской Федерации для руководства работой в соответствующем направлении может выделить свою оперативную группу, которая работает под общим руководством оперативной группы КЧС субъекта Российской Федерации.

При создании оперативной группы необходимо учитывать:

  • состав и структуру группы, исходя из возлагаемой на неё задачи;
  • степень материально-технического обеспечения;
  • время на её развертывание;
  • порядок уведомления и сбора;
  • качество отработки документов;
  • место и условие работы группы.

Теперь несколько слов о постоянно действующем органе, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачу в области защиты территорий и населения от ЧС (органе управления по делам ГО и ЧС).

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет координацию и руководство работы в сфере гражданской обороны, ликвидацию и предупреждению чрезвычайной ситуации, — это МЧС РФ, которое исполняет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления. [4]

В итоге создания РСЧС и МВК, место и роль МЧС России по руководству и управлению силами и средствами министерства и ведомства, территориальными силами, которые входят в подсистему РСЧС, значительно поменялась.

Обратите внимание

Войско ГО РФ, силы и средства РСЧС в полном объеме в подчинении председателя МВК — министра МЧС России, выполняющего руководство ими в мирное время и по приказу Председателя Правительства РФ — непосредственное управление в ЧС.

В МЧС образуются нештатные оперативные подразделения — это оперативные штабы и оперативная группа, предназначенная для увеличения эффективности управления при организации ликвидации крупной ЧС.

Полномочным органом управления МЧС РФ в регионе является региональный центр по делам ГО и ЧС, предназначенный для выполнения отдельных полномочий Министерства в области ведения гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС в мирное и военное время.[2]

На региональные центры возлагаются такие задачи:

  • осуществление координации деятельности территориальной подсистемы, а также звена функциональной подсистемы РСЧС, организация их взаимодействия по вопросу разработки и исполнения мероприятия в области защиты территорий, населения, объектов, предупреждения и ликвидации ЧС;
  • контролирование работы органа управления предприятия и организации на территории региона, а также выполнение ряда других задач по организации управления выделенными в их распоряжение средствами и силами;
  • осуществление руководства подготовки соединения и войсковой части ГО и т.д.

Начальник регионального центра возглавляет

  • функционально — орган управления ГОЧС;
  • непосредственно — соединение и воинскую часть ГО, поисково-спасательную службу, дислоцирующуюся в регионе.

В региональном центре можно создать: боевой расчет, группу информации, оперативную группу.[4]

На территориальных и местных уровнях органом управления ГОЧС является министерство, комитет, главное управление, отдел и т.п., создаваемый при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

В соответствии с данными задачами, органы управления ГОЧС принимают участие в образовании и поддержке постоянной готовности технической системы управления, пункта управления, оповещения и связи.

Территориальными органами управления ГОЧС выявлена главная роль в руководстве и планировании мероприятий РСЧС. Эти органы — старшие по отношению к соответствующему отраслевому органу управления ГОЧС. Как показала практика, именно орган управления ГОЧС является основным органом управления, координирующий деятельность сил и средств РСЧС в чрезвычайных ситуациях.

Главный организатор работы в органах управления ГОЧС — начальник органов управления ГОЧС. Это заместителем начальника ГО, имеющий право, от его имени, отдавать распоряжение по вопросу ГО подчиненным начальнику ГО частям, лицам, и формированиям ГО, потребовать от них предоставление необходимого отчета, доклада и предложения.

На объекте экономики образуется сектор или отдел, а при нереальности их образования, определяется отдельный специалист ГОЧС.

Орган каждодневного управления РСЧС является рабочим органом руководства.

К нему относят:

  • центр управления в кризисной ситуации (центр), который образован в МЧС России и будет являться органом оперативного управления средствами и силами РСЧС, взаимодействовать в пределах своей компетенции с региональным и федеральным органом управления РФ, а также с аналогичными органами других стран по вопросу ГО, ликвидации и предупреждения ЧС;
  • оперативно-дежурная служба органа управления ГОЧС всех уровней;
  • дежурная диспетчерская служба и специализированное подразделение федерального органа исполнительной власти, организации и объекта.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=865616

Ссылка на основную публикацию