Государственный водный кадастр. какие в нем данные и разделы

Водный кадастр

Мониторинг наличия и состояния водных объектов необходим для обеспечения нормальной экологической среды, а также хозяйственной деятельности, связанной с водными ресурсами.

Для этого предусмотрено ведение специального реестра, называемого водным кадастром.

Он представляет собой совокупность данных по имеющимся в стране водным объектам, систематизирует информацию об использовании водных ресурсов, определяет круг их пользователей.

Обратите внимание

В кадастре обозначено такое понятие, как водный баланс, то есть количество воды, которое поступает в надземные или подземные водные объекты страны по отношению к количеству оттока воды естественным способом, а также расхода на разные нужды населения и хозяйствующих субъектов.

В водном кадастре ведётся учёт таких водоёмов, как каналы и реки, водохранилища и болота, озёра и пруды, ледники и ручьи, а также другие объекты, составляющий водный фонд страны.

Цели водного кадастра

На основании общегосударственного регистра водных ресурсов проводится комплексное оценивание текущего состояния водного баланса, а также прогнозирование его в будущем.

Благодаря такой оценке могут быть осуществимы следующие задачи:

  • Разработка планов по эффективному использованию водных объектов;
  • Предотвращение экологических кризисов, в том числе исчезновения водных источников, а вместе с этим и ухудшения окружающей биологической среды;
  • Контроль качества воды, предотвращение излишней загрязнённости водоёмов, проверка чистоты водных ресурсов на соответствие нормативным стандартам, а также восстановление качества в случае обнаружения соответствующих проблем;
  • Определение целевых приоритетов в использовании ресурсов;
  • Инвентаризация и паспортизация хозяйственных водоёмов, в том числе в сфере рыбного промысла;
  • Регистрация водопользователей;
  • Прекращение хозяйственной деятельности на водоёмах стратегического характера, изъятие их в государственные фонды;
  • Охрана водных объектов путём ограничительных мер и постоянного контроля использования их ресурсов.

Систематизация данных по водным объектам позволяет удерживать экологическое благосостояние территорий, при этом проводя промышленное развитие и обеспечение регионов необходимыми жизненно важными ресурсами как природного, так и экономического характера.

Методика ведения водного кадастра

Водный кадастр государства представляет собой информационную базу, данные которой всё время меняются и пополняются, поскольку изменчива сама система водного баланса, не говоря уже о постоянно динамичном процессе смены водопользователей и их хозяйственных нужд.

Пользователи водными ресурсами обязаны вести внутренний количественный и качественный учёт оборота воды, используемого в хозяйстве.

Совокупность данных всех учётов обрабатывается специализированными организациями, в результате чего создаётся статистическая база по конкретному региону или отрасли.

В то же время эти организации проводят мониторинг соответствия предоставляемых данных реальному положению дел на водных объектах.

Обобщённая на региональном уровне статистика передаётся в центральное соответствующее ведомство страны, где проводится общегосударственная систематизация данных, статистическая обработка, выявление проблем и планировка государственных программ.

Современное пополнение водного кадастра проводится с помощью автоматизированных информационных систем.
Создаваемый таким способом кадастр, является официальным государственным документом, а соответственно и юридической базой для управленческих процессов и даже судебных разбирательств.

Структура водного кадастра

Для удобства использования кадастровых данных, а также для учёта водных ресурсов согласно их специфике, кадастр разделяется на несколько частей, каждая из которых обобщает регуляцию в определённой сфере учёта.

Например, ведётся отдельная статистика по поверхностным водным объектам и подземным водам.

Если информация по последним группируется с учётом гидрогеологических регионов страны, то данные о надземных водах обобщаются по водным бассейнам.

Важно

Наиболее важный для хозяйства и страны надземный водный фонд тоже группируется согласно специфическим особенностям водоёмов и возможным методам их использования.

К примеру, практика ведения кадастра предусматривает следующую систематизацию:

  • Реестр поверхностных проточных вод. Сюда можно внести реки, ручьи, а также искусственные каналы;
  • Реестр закрытых или полузакрытых водоёмов. Это группа данных по озёрам, водохранилищам, прудам и т. д.;
  • Реестр качества воды вне водоёмов. Используется для контроля состояния воды в системах водного обеспечения на суше;
  • Реестр ледников и снежников;
  • Реестр морских водных ресурсов;

Также кадастр может структурироваться по целевому предназначению сбора данных, как, например, отграничение реестра водных объектов от реестров использования вод и водопользователей.

Обобщая, можно сказать, что водный кадастр является базисным государственным сводом данных, который является практическим механизмом контроля и регуляции в сфере потребления воды, а также обеспечивает основу для соблюдения водного, хозяйственного, гражданского и экологического законодательства страны.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9093-vodnyy-kadastr

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 2

В перечень методик включены показатели, входящие в форму статотчетности 2 — ТП ( водхоз), государственного водного кадастра, нормы СЭВ на водопотребление и водоотве-дение, вещества 1 и 2 классов опасности, а также методики, наиболее применяемые в гидрохимических лабораториях Госкомприроды СССР, Госкомгодромета СССР и Минрыбхоза СССР.  [16]

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечивать свободный доступ к информации, содержащейся вГосударственном водном кадастре, в порядке, установленном законом РФ.  [17]

Для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования вод, данныхгосударственного водного кадастра разрабатываются на основе Водного кодекса федеральные гос.  [18]

Характеристики и показатели состояния поверхностных водных объектов, а также сведения о режиме водопользования определяются по данным Росгидромета, органов водного надзора соответствующих бассейновых управлений, Государственного водного кадастра и формам госстатотчетности 2ТП — ВОДХОЗ.  [19]

В целях обеспечения преемственности и непрерывности наблюдений за режимом водных ресурсов Правительство РФ Постановлением О государственном водном кадастре Российской Федерации № 379 от 23.04.

94 работы погосударственному водному кадастру РФ поручило вести Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды ( разд. Поверхностные воды), Комитету по водному хозяйству ( разд.

Использование вод), Комитету по геологии и использованию недр ( разд.  [20]

Государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов принимаются для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данныхгосударственного водного кадастра.  [21]

Совет

Подсистема мониторинга подземных вод ( подземных водных объектов) предназначена для оценки состояния подземных вод и прогноза изменения этого состояния, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод; учета эксплуатационных запасов подземных вод и их использования; ведениягосударственного водного кадастра по разделу Подземные воды. Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов. Результаты мониторинга водных объектов в необходимых случаях учитываются в системе ГМСН.  [22]

Государственный водный кадастр ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

Он ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Водный кодекс обязывает водопользователей представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в водный кадастр.  [23]

Водный кадастр содержит характеристику водных объектов.

Задачигосударственного водного кадастра следующие: текущая и перспективная оценка состояния водных объектов с целью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водоисточников, восстановления качества воды до нормативного уровня.

На основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод, проводится паспортизация и изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных водных объектов, вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водоисточников.  [24]

Работы по ведениюГосударственного водного кадастра были начаты в 1977 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР. Система ГВК состоит из трех подсистем — Поверхностные воды ( Госкомгидромет СССР), Подземные воды ( Мингео СССР) и Использование вод ( Минводхоз СССР), между которыми предусмотрен регулярный обмен данными.

Введение Государственного водного кадастра планируется осуществлять с помощью автоматизированной системы, оснащенной современными вычислительными средствами.

Автоматизированная информационная система ГВК — подземные воды основывается на банках данных, включающих как паспортную информацию об основных водных объектах и их запасах ( бассейны подземных вод, водоносные горизонты, месторождения), так и информацию о режиме подземных вод.

Система ГВК — подземные воды позволяет удовлетворять запросы различных организаций о ресурсах и режиме подземных вод как в виде регулярно публикуемой информации, так и путем ответов на регламентированные и нерегламентированные запросы, а также позволяет осуществлять оценку состояния основных водных объектов.  [25]

Обратите внимание

Наблюдательная сеть Роскомнедра насчитывает 18 тыс. пунктов наблюдений естественного и нарушенного режимов подземных вод и их химического состава. Данные наблюдений поступают в системуГосударственного водного кадастра.  [26]

Работы по ведению Государственного водного кадастра были начаты в 1977 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР. Система ГВК состоит из трех подсистем — Поверхностные воды ( Госкомгидромет СССР), Подземные воды ( Мингео СССР) и Использование вод ( Минводхоз СССР), между которыми предусмотрен регулярный обмен данными.

ВведениеГосударственного водного кадастра планируется осуществлять с помощью автоматизированной системы, оснащенной современными вычислительными средствами.

Автоматизированная информационная система ГВК — подземные воды основывается на банках данных, включающих как паспортную информацию об основных водных объектах и их запасах ( бассейны подземных вод, водоносные горизонты, месторождения), так и информацию о режиме подземных вод.

Система ГВК — подземные воды позволяет удовлетворять запросы различных организаций о ресурсах и режиме подземных вод как в виде регулярно публикуемой информации, так и путем ответов на регламентированные и нерегламентированные запросы, а также позволяет осуществлять оценку состояния основных водных объектов.  [27]

В целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны ведется государственный учет поверхностных и подземных вод, т.е. систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на конкретной территории.

Данные учета вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Основные источники государственного учета вод — данные, представляемые водопользователями, и данные государственного мониторинга водных объектов.

На основе данных государственного учета вод ведетсягосударственный водный кадастр.  [28]

Выше были перечислены некоторые основные причины, вызывающие затруднения по информационному обеспечению математических моделей управления ВХС. Обусловленные концептуальными особенностями этих систем.

Важно

Однако имеется и ряд причин субъективного ( организационного, экономического, технического и даже юридического) характера, не позволяющих получить достаточно достоверную информацию в требуемом объеме нужного качества и за приемлемые сроки.

Известно, что уже многие годы функционируют автоматизированные системыГосударственного водного Кадастра и Государственного учета использования вод.

Низкая достоверность данных, поступающих от предприятий для последующего анализа и обработки этими информационными системами, обусловливает и недостаточную обоснованность самих обобщенных результатов.

Это связано не столько с отдельными недостатками самих информационных систем, сколько с отсутствием действенных экономических рычагов, стимулирующих предприятия к выдаче объективной информации об использовании водных ресурсов. Однако и полученная информация часто оказывается недоступной, поскольку не регламентированы правила ее распространения, нет экономически обоснованных нормативов на обобщение подобной информации в различных аспектах.  [29]

Выше были перечислены некоторые основные причины, вызывающие затруднения по информационному обеспечению математических моделей управления ВХС. Обусловленные концептуальными особенностями этих систем.

Важно

Однако имеется и ряд причин субъективного ( организационного, экономического, технического и даже юридического) характера, не позволяющих получить достаточно достоверную информацию в требуемом объеме нужного качества и за приемлемые сроки.

Известно, что уже многие годы функционируют автоматизированные системыГосударственного водного Кадастра и Государственного учета использования вод.

Низкая достоверность данных, поступающих от предприятий для последующего анализа и обработки этими информационными системами, обусловливает и недостаточную обоснованность самих обобщенных результатов.

Совет

Это связано не столько с отдельными недостатками самих информационных систем, сколько с отсутствием действенных экономических рычагов, стимулирующих предприятия к выдаче объективной информации об использовании водных ресурсов. Однако и полученная информация часто оказывается недоступной, поскольку не регламентированы правила ее распространения, нет экономически обоснованных нормативов на обобщение подобной информации в различных аспектах.  [30]

Страницы:      1    2

Источник: https://www.ngpedia.ru/id73225p2.html

Что такое государственный мониторинг водных объектов?

Масштабность и разнообразие форм антропогенного воздействия на водные экосистемы требуют совершенствования системы наблюдения за ними, оценки качества воды в водоемах и водотоках и выработки критериев оценки качества воды по видам водопользования и водопотребления.

В 1981 году странами Европы был создан нормативный документ «Единые критерии качества вод», в котором предложена система критериев, учитывающая основные аспекты проблемы охраны вод: экологический, экономический и социально-политический.

Государственный водный кадастр (ГВК)

Для того, чтобы знать, какими водными ресурсами располагает наша страна, в 1931- 40 гг. Государственный гидрологический институт подготовил и издал Водный кадастр СССР по разделу «Воды суши».

Он стал первой крупной сводкой, в которой были собраны сведения о гидрологических наблюдениях на водоемах и водотоках.

Впоследствии он явился основой для планирования, проектирования и эксплуатации многочисленных водохозяйственных сооружений.

В настоящее время ГВК является сводом сведений о водных ресурсах нашей страны. В нем собрана информация о качественных и количественных показателях, данные о регистрации водопользователей и использовании водных ресурсов.

В ГВК включены все воды государственного фонда. К ним относятся:

• воды рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водоемов; • подземные воды и ледники; • внутренние моря;

• территориальное море (территориальные воды).

Инвентаризация поверхностных вод суши проводится в рамках Общегосударственной службы наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК).

Например, при проведении гидрохимических наблюдений водных объектов РФ должны соблюдаться следующие требования:

• увязка перечня определяемым загрязняющих веществ (ЗВ) и количественных показателей загрязнения водоема со спецификой сточных вод, сбрасываемых в него водопотребителем; • пространственная полнота охвата водоема сетью наблюдений, которые дают точную информацию о качестве забираемых водопользователем вод, а также об изменении ее качественных показателей в результате процесса водопользования; • грамотное размещение пунктов наблюдений, включающее размещение всех водопользователей;

• постоянство и достаточная частота наблюдений.

ГВК периодически публикует материалы по следующим трем разделам: «Поверхностные воды», «Подземные воды» и «Использование вод». В свою очередь в каждом разделе публикуются каталожные данные (разовые издания), ежегодные данные (ежегодное издание) и многолетние данные (публикуются один раз в 5 лет).

Государственный мониторинг водных объектов (ГМВО)

Согласно последней редакции «Водного кодекса РФ» от 03.06.

2006 N 74-ФЗ, государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой часть государственного мониторинга окружающей среды. Его основные цели заключаются в следующем:

• своевременное определение и прогнозирование процессов загрязнения, ухудшающих качество воды, разработка и реализация мер по предотвращению поступления ЗВ в водоемы; • оценка мероприятий по охране водных объектов;

• разработка и внедрение информационного обеспечения в области использовании и охраны водоемов и водотоков, включая государственный контроль за этими процессами.

ГМВО включает в себя:

1. систематические наблюдения за количественными и качественными характеристиками водных объектов и за порядком использования водоохранных зон; 2. сбор, обработку и хранение данных, полученных в результате мониторинга; 3. пополнение государственного водного реестра сведениями, полученными в ходе наблюдений;

Обратите внимание

4. анализ и прогноз изменений качественных и количественных показателей состояния водных объектов.

Что входит в сферу наблюдений ГМВО? Государственный мониторинг водных объектов РФ состоит из следующих частей:

• мониторинга поверхностных вод суши; • мониторинга берегов и дна водоемов и состояния водоохранных зон; • мониторинга подземных вод;

• слежение за водохозяйственными системами (гидротехническими сооружениями) и за объемом вод при водоотведении и водопотреблении.

Подводя итоги…

Цель мониторинга вод суши состоит в получении объективной информации о состоянии водных объектов, направленной на разработку мероприятий по улучшению экологической обстановки.

В зависимости от вида водного объекта и характера решаемых задач системы мониторинга строятся по-разному. Однако во всех случаях в эту систему включаются следующие обязательные блоки: мониторинг источников загрязнения, гидрологический мониторинг, гидрохимический мониторинг и гидробиологические наблюдения.

Все перечисленные подсистемы мониторинга объединяются в единый информационный комплекс.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/55415/

Из каких разделов состоит государственный кадастр недвижимости, следующие ниже понятия включены в содержание или нет?

Государственный кадастр – это информационная система, концентрирующая сведения об имуществе, обладающем свойством недвижимости, о расположении границ различного ранга, а также о территориальной структуре страны. Более подробная информация о том, из каких разделов состоит государственный кадастр недвижимости представлена в тексте ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Законы, регулирующие структуру

Формирование кадастра как государственной системы информации проводится на основе нормативных документов различного направления и уровня.

  • Конституция ст. 9 определяет виды прав, в том числе и в отношении недвижимости. Все права охраняются законом. Формирование и развитие Кадастра представляет собой одну из форм обеспечения права собственности на недвижимость.
  • Ст. 36 декларирует право на владение землёй. Для свободного распоряжения самой главной недвижимостью страны, то есть территорией в виде земельных участков, необходима постоянно совершенствующаяся совокупность сведений об их состоянии.Статья 36 Конституции РФ
    • Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
    • Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
    • Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  • Ст. 71 и 72 посвящены разграничению полномочий различных органов власти относительно прав на землю и другие виды недвижимости.

    Таким образом, в Конституции РФ декларируются права, реализация которых нуждается в адекватном информационном обеспечении.

  • В Гражданском кодексе ст. 131 посвящена полностью государственной регистрации прав на недвижимость. Пункт 4 определяет обязанности учреждения, осуществляющего подобную регистрацию, предоставлять нужную информацию любому лицу в любой точке страны.
  • Земельный кодекс статьёй 70 определяет необходимость регистрации земельных участков в соответствии с их категорией и целевым назначением.
  • В Лесном Кодексе ст. 91 подробно описывает суть и содержание государственного лесного реестра как основы формирования кадастра.
  • Водный кодекс статьёй 8 определяет права собственности на водоёмы. В соответствии с логикой норматива постановке на кадастровый учёт подлежат все внутренние водоёмы, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности.
  • Статья 54 Градостроительного кодекса регламентирует содержание и функции градостроительного кадастра как системы данных, обеспечивающих градостроительную деятельность в условиях постоянного изменения состояния недвижимости.
  • В Жилищном кодексе ст. 18 обязывает регистрировать право собственности на помещения жилого типа в соответствующих государственных органах. Только в этом случае обеспечивается право граждан на жилище, гарантированное Конституцией.

Внимание! Наконец, закон № 218. Это главная нормативная база, регулирующая деятельность кадастровой службы. Именно этот закон определяет содержание и структуру кадастра как информационной системы.

Какую информацию должна содержать система?

Законом № 218 определяются:

  • информация, которая должна составлять совокупность сведений об объектах (ст.8);
  • понятие, виды и содержание кадастровых карт (ст.12);
  • порядок внесения новой информации о состоянии недвижимости (ст. 13).Статья 13 ФЗ №208. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимостиВнесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
    • в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав — при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
    • в порядке межведомственного информационного взаимодействия — при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
    • в уведомительном порядке — при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Из этого следует, что вся структура кадастра должна быть подчинена нормативам, содержащимся в этих трёх статьях.

В соответствии с данным законом, кадастровая система должна содержать следующую информацию:

  • основные характеристики, позволяющие идентифицировать объект;
  • изменения, внесённые в характеристики объекта по решению властных структур;
  • кадастровый номер, актуальный в настоящее время, а также все предыдущие и настоящие номера, имеющие отношение с данной недвижимости;
  • местоположение;
  • размерные характеристики;
  • назначение объекта;
  • информация о значимых частях объекта;
  • кадастровая стоимость;
  • сведения об особом положении земельного участка.

Все эти блоки диктуют необходимость раздела кадастра на части, выполняющие функции размещения информации по отдельным темам.

Дробление сведений по блокам определяет структуру кадастра по разделам и входящим в них более дробным категориям.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов

  1. Кадастровые карты. Картографический материал, обеспечивающий высокий информативный уровень кадастровой системы, составлен по единому принципу. Этот раздел привязывает текстовую информацию об объекте к местности.
  2. Дела кадастровые.

    Это документы, которые явились основанием для внесения изменений в совокупность характеристик объекта. Они подразделяются на категории, исходя из особенностей объектов. Это могут быть дела по жилой недвижимости, по территориям с особым статусом (ООПТ, особые формы использования и т.п.).

    В делах фиксируются изменения в расположении границ различных иерархических уровней.

    Здесь же содержится информация об изменениях в геодезической и картографической основе кадастровой системы.

  3. Реестр объектов. Это документ, концентрирующий в себе информацию в форме текстов, которые существуют только в электронном виде. В реестре содержатся только те сведения, которые соответствуют сегодняшнем состоянию объекта.

Важно! Особое внимание в последнее время уделяется кадастровым картам как варианту географической информационной системы (ГИС).

Сама картографическая основа содержит минимально необходимую информацию о местности. Кроме того, здесь же воспроизводятся значимые кадастровые характеристики, которые находятся в текстовом материале.

На картах обозначены земельные участки по категориям и целевому назначению, а также строения, находящиеся на разной стадии завершения строительства. Здесь же содержится информация об особых территориях и границах различной иерархической значимости.

Эти три раздела находятся в состоянии взаимозависимости. Они дополняют друг друга, формируя информационную насыщенность системы.

Каждый человек, интересующийся тем или иным объектом недвижимости, может найти его на карте, оценив его расположение относительно коммуникаций, а также недвижимости разного назначения. Кроме того, всегда есть возможность оценить настоящее состояние земельного участка, здания, строения, сооружения, а также проследить его предыдущую историю.

Государственный кадастр позволяет фактически видеть всю страну в целом и по частям. Это создаёт основу для рационального планирования развития территорий хозяйствующими субъектами и органами государственного управления.

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/kadastr/razdely.html

Создание электронной базы по данных справочника Государственного водного кадастра (ГВК) «Гидрологическая изученность»

Создание электронной базы по данных справочника Государственного водного кадастра (ГВК) «Гидрологическая изученность»
С. В. Сомов, Л. И. Яковенко

В шестидесятых годах прошлого века было подготовлено справочное пособие “Гидрологическая изученность” (далее Справочник), которое вышло в серии материалов под общим названием “Ресурсы поверхностных вод СССР”. Справочник делится на 20 томов, часть из которых представлена несколькими выпусками.

В основу деления Справочника на тома и выпуски положен принцип принадлежности территории к крупным речным бассейнам. В Справочнике приведен “список” водных объектов территории, расположенных в соответствии с гидрографической схемой, в котором указаны порядковые номера и наименования водных объектов (в табл.2 – для водотоков, в табл.

4 – для водоемов). Табл. 2 и 4 содержат также сведения о размерах и площадях водосборов водных объектов, куда и с какого берега впадают водотоки, принадлежность к бассейну реки водоемов и некоторые другие характеристики.

Важно

В Справочник включено подавляющее большинство водных объектов суши территории бывшего СССР, сведения о которых в Российской Федерации являются официальными до настоящего времени.

Бесспорно, настоящее и будущее информационных систем связано со средствами автоматизации и вычислительной техники, поэтому проблема представления сведений и данных по водным объектам на электронных носителях в современных информационных системах является актуальной и сегодня.

В рамках работ по созданию электронной базы данных по водным объектам России автоматизированной информационной системы государственного водного реестра (АИС ГВР) по заказу Федерального агентства по водным ресурсам министерства природных ресурсов России в 2008 году во ВНИИГМИ-МЦД было произведено занесение на технический носитель сведений из Справочника по водотокам (табл. 2) и водоемам (табл. 4). В процессе занесения данных, по принятой в гидрологии методике, выполнено преобразование порядкового номера водного объекта, указанного в табл. 2 и табл. 4, в цифровой девятизначный код /1/. Код состоит из кода вида водного объекта (водотоки – 1, водоемы – 2), двузначного номера тома и однозначного номера выпуска Справочника, пятизначного порядкового номера водного объекта соответственно в табл. 2 и табл. 4 каждого тома и выпуска Справочника. Недостающее количество цифр до заданного предела номера тома и водного объекта восполнено впереди стоящими нулями.

В процессе оцифровки во главу угла был поставлен принцип сохранения целостности информации — неизменности сведений и данных на электронном носителе по отношению к сведениям, опубликованным в таблицах Справочника, что обеспечивалось специально разработанными методиками занесения данных и их верификации.

Однако в процессе работы пришлось решать ряд проблем.

Во-первых, в некоторых томах и выпусках Справочника в “списках” порядковые номера водных объектов были представлены не только в цифровом формате фиксированной длины, но и с добавлением буквенных индексов при одинаковых цифровых номерах, что неприемлемо при автоматизированной обработке данных. Чтобы не нарушать последовательность цифровых номеров в электронной копии Справочника, водные объекты с наличием буквенного индекса были вынесены в конец “списка” каждой из заносимых таблиц, хотя такой прием и нарушил принцип гидрографической схемы.

Во-вторых, в Справочнике не приведены коды (порядковые номера) водных объектов, в которые впадают водотоки, а их наименования отличаются излишней детализацией, что во многих случаях приводит к несоответствию наименований водных объектов в их “списках” и в сведениях, куда впадает водоток. Следовательно, и в полученной электронной копии Справочника сохранились эта проблема.

Учитывая, что работа с базами данных на электронных носителях требует строгой регламентации сведений, содержащихся в них, потребовалось определенное преобразование данных созданной электронной копии Справочника. Была произведена унификация наименований водных объектов в графе “Куда впадает” табл. 2 и в их “списках” в табл. 2 и табл.

4, чтобы обеспечить автоматизированное присвоение кодов водным объектам, в которые впадают водотоки. Присвоение кодов производилось по наименованию водного объекта в “списке” и в графе “Куда впадает”, т.е. переносился код из “списка” соответственно табл. 2 или табл. 4.

Однако для значительного количества водных объектов коды не были присвоены автоматически по объективным причинам:

1) в “списках” отсутствуют наименования водных объектов, указанные в графе “Куда впадают”;2) наличие водных объектов с одинаковыми наименованиями, принадлежащих одним или разным бассейнам;3) водный объект никуда не впадает (пересыхает, разбирается на орошение, разветвляется на оросительные каналы, теряется в болоте, на пойме, в песках и т.п.);4) впадает в один из видов морских акваторий (море, залив, пролив, губа и т.п.);5) наличие ошибок, допущенных в Справочнике или при занесении данных на технический носитель.

В указанных случаях кодирование производилось вручную с привлечением дополнительных материалов Справочника: пояснений к табл. 2 и табл. 4, алфавитного списка и схем расположения водных объектов, а также разработки дополнительных методов кодирования.

Совет

В случае отсутствия водного объекта в “списке” или водоток никуда не впадает заносился соответственно однозначный код 9 или 4.

Отдельный вопрос – кодирование морских акваторий. Хотя существует несколько кодификаторов морских акваторий, однако применить их для целей ГВК не представилось возможным. Эти кодификаторы построены на других принципах, чем принято в ГВК, и не содержат того огромного количества морских акваторий, в которые впадают реки России и приведены в Справочнике.

Разработка метода кодирования морских акваторий для применения в ГВК выполнена с использованием кодификатора морских акваторий, разработанного в Государственном научно-исследовательском институте картографии в рамках создания ЕСИМО (далее именуем его Документ).

Из указанного Документа заимствовано кодирование выделенных типов морских акваторий, а также порядковые номера, приведенных в нем акваторий у берегов России.

Выделенным типам морских акваторий в Документе присвоены коды: океан – 1, море – 2, пролив – 3, залив – 4, губа – 5, внутренний морской район — 6. Присвоены порядковые номера 73 морским акваториям у российских берегов: океаны – 2, моря – 13, проливы – 18, заливы – 29, губы -11.

Поскольку наибольший порядковый номер в используемой части Документа — 231, то морским акваториям, приведенным в Справочнике и отсутствующим в Документе, присвоены порядковые номера, начиная с номера 250 и по 946, с целью исключения повторения номеров, заимствованных из Документа и присвоенных нами.

Таким образом, была получена основа для разработки системы кодирования и, следовательно, присвоения кодов морским акваториям в ГВК.

По требованию ГВК код должен включать девять символов /1/. Чтобы отличить морские акватории от водотоков и водоемов на суше, первым отличительным символом их кода принята буква “М”. Следующий один символ – цифровой код типа морской акватории, обозначающий океан (код 1) или море (код 2) из Документа (обозначим “К”).

Обратите внимание

Три следующих символа – цифровой порядковый номер океана или моря из Документа (обозначим “МММ”). Один следующий символ – цифровой код типа морской акватории, относящейся к указанному морю или океану, т.е. пролив — 3, залив — 4, губа – 5, взят из Документа (обозначим “Т”). Три следующих символа – цифровой порядковый номер морской акватории (залива, пролива и т.п.

) взят из Документа по номер 231 или присвоенный нами, начиная с номера 250 (обозначим “ААА”). Следовательно, код морской акватории, в которую впадает водоток, в ГВК имеет вид “МКМММТААА”. Недостающее количество цифр порядкового номера моря (океана) – “МММ” и акватории – “ААА” до трех восполняется впереди стоящими нулями.

Если нужно указать только код моря (океана), вместо типа и порядкового номера морской акватории (“Т” и “ААА”) ставятся нули. Код имеет вид – МКМММ0000.

Выше описанными приемами автоматически или вручную была произведена оцифровка всех водных объектов, в которые впадают водотоки России, представленные в Справочнике.

Однако остаются проблемы дальнейшей работы с электронной версией Справочника, обусловленные, во-первых тем, что до настоящего времени отсутствуют единые методические требования по расположению в “списке” водных объектов, цифровые порядковые номера которых приведены с буквенным индексом, во-вторых, по пополнению списка водными объектами, отсутствующими в изданном Справочнике, однако изученными за прошедший со времени его выхода период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каталог кодов пунктов гидрологических наблюдений (на реках, каналах, озерах, водохранилищах, морях и морских устьях рек). – Часть 1. — Обнинск. ВНИИГМИ-МЦД, 1978. – 197 с.

Источник: http://meteo.ru/116-trudy-vniigmi/trudy-vniigmi-mtsd-vypusk-174-2010-g/384-sozdanie-elektronnoj-bazy-po-dannykh-spravochnika-gosudarstvennogo-vodnogo-kadastra-gvk-gidrologicheskaya-izuchennost

Государственный капитал

← в новости бизнеса

09 июл 2008

Кучкаров Захирджан Анварович — Директор Аналитического центра «Концепт» д. э. н., к. т. н., академик РАЕН
Ульяновский Сергей Федорович — Директор департамента развития информационных систем

НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОДНОГО РЕЕСТРА

Водные богатства России являются стратегическим государственным ресурсом, использование и охрана которого являются важнейшей задачей для системы государственного управления.

Этим объясняется интенсивное развитие области управления водохозяйственным комплексом страны в последние годы.

Очередным шагом по повышению эффективности системы управления водным хозяйством стало создание государственного водного реестра (ГВР), пришедшего на смену существовавшему ранее государственному водному кадастру.

Нормативные основания ведения государственного водного реестра

Нормативными основаниями создания государственного водного реестра являются Водный кодекс Российской Федерации (утверждён ФЗ-74 от 03.06.2006) и Постановление Правительства Российской Федерации № 253 от 28.04.2007 «О порядке ведения государственного водного реестра».

В соответствии со статьей 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного водного реестра» отменило ранее действовавшие нормативные правовые акты СССР, регулировавшие ведение государственного водного кадастра.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ сведения в государственный водный реестр предоставляются в Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) следующими органами исполнительной власти:

  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  • Федеральная регистрационная служба;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта;
  • Федеральное агентство по недропользованию;
  • Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.

Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного водного реестра» не учитывает ряд правовых аспектов, что не позволяет полноценно реализовать механизмы передачи информации для внесения в государственный водный реестр в полном объёме.

Так, например, в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) отнесён только сбор сведений о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах.

Сведениями о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения и режимах использования водоохранных зон водных объектов Росприроднадзор не располагает, что приводит к невозможности осуществления передачи данных в Росводресурсы, как того требует Постановление «О порядке ведения государственного водного реестра». Что касается информации, предоставляемой Федеральным агентством морского и речного транспорта, то законодательством Российской Федерации не установлена обязанность по ведению отчётности, реестров и государственной регистрации права временного пользования участками береговой полосы внутренних водных путей Российской Федерации юридическими и физическими лицами. Таким образом, Федеральное агентство морского и речного транспорта также не может передать данные сведения в Росводресурсы.

В настоящее время существует коллизия между нормами Водного кодекса Российской Федерации и положениями законодательства о недрах.

Действующее законодательство не содержит указаний на форму и объём информации, собираемой в ходе осуществления мониторинга подземных водных объектов.

Подобный пробел, в свою очередь, является существенным препятствием своевременного предоставления Федеральному агентству водных ресурсов сведений для внесения в государственный водный реестр.

Наследие государственного водного кадастра

Помимо осуществления нормативного регулирования процедур сбора и предоставления информации, в государственный водный реестр также необходимо внести сведения, существовавшего ранее государственного водного кадастра.

Учитывая тот факт, что государственный водный кадастр просуществовал почти четверть века и используется в качестве основного источника сведений о водных ресурсах страны и по сей день, он, без сомнения, является наиболее близким по своему типу и содержанию источником сведений для формирования государственного водного реестра.

Создание и наполнение государственного водного кадастра началось в Советском Союзе. Государственный водный кадастр состоял из трёх основных разделов: поверхностные воды, подземные воды и использование вод. За ведение каждого раздела государственного водного кадастра отвечало определённое ведомство, за которым были закреплены соответствующие функции.

Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (в настоящее время — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)):

  • выполнял сводный анализ, увязку и обобщение данных о поверхностных и подземных водах и их использовании;
  • осуществлял сбор, контроль, обработку, хранение и выдачу данных о поверхностных водах;
  • обеспечивал передачу Министерству геологии СССР и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР данных о поверхностных водах для ведения разделов «Подземные воды» и «Использование вод».

К функциям Министерства геологии СССР, преемником которого впоследствии стало Федеральное агентство по недропользованию, были отнесены:

  • осуществление сбора, контроля, обработки, хранения и выдачи данных о подземных водах;
  • обеспечение передачи Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды материалов по подземным водам, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР — данных для ведения раздела «Использование вод».

Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, правопреемником которого в части полномочий является Федеральное агентство водных ресурсов, было обязано:

  • осуществлять сбор, контроль, обработку, хранение и выдачу данных о водопользователях, использовании поверхностных и подземных вод;
  • обеспечивать передачу Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды материалов об использовании вод, необходимых для ведения раздела «Поверхностные воды»; Министерству геологии СССР — для ведения раздела «Подземные воды».

Общими для всех федеральных органов исполнительной власти функциями при этом были названы:

  • оценка текущего состояния и прогнозирование ресурсов поверхностных и подземных вод и их качества, а также использования вод по отраслям народного хозяйства, речным и морским бассейнам и их отдельным участкам (для подземных вод — по гидрогеологическим регионам), территориям субъектов РФ;
  • разработка автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве использования вод по РФ в целом, отдельным её регионам, речным и артезианским бассейнам.

Внесённые в государственный водный кадастр данные подразделялись на архивные материалы, данные на долговременных носителях и публикуемые материалы.

Ведение государственного водного кадастра на территориальном уровне осуществляли территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию и Росгидромета, после чего обобщенная информация передавалась на федеральный уровень.

На федеральном уровне ведение государственного водного кадастра обеспечивалось специализированными учреждениями Росводресурсов, Роснедр и Росгидромета (Информационно-аналитический центр Государственного гидрологического института), которые осуществляли ведение банка данных государственного водного кадастра на федеральном уровне.

Важно

Основной сложностью использования данных государственного водного кадастра федерального уровня в качестве данных государственного водного реестра стал их систематизированный и обобщённый характер.

Для формирования государственного водного реестра необходимы первичные данные с детализацией по объектам водохозяйственного комплекса и субъектам Российской Федерации, а получение данных территориального уровня представляет собой сложный межведомственный распределённый организационно-технический процесс, требующий значительных временных затрат.

Межведомственный характер уже существующих сведений государственного водного кадастра, подлежащих передаче Федеральному агентству водных ресурсов, характеризуется состоянием, при котором в настоящее время в каждом федеральном органе исполнительной власти, ответственном за передачу сведений, уже функционируют свои самостоятельные автоматизированные информационные системы, предназначенные для обработки собираемой информации по соответствующему разделу государственного водного кадастра. Существовавшая разобщенность в организации процесса сбора сведений привела к тому, что объединение имеющихся в разных ведомствах данных государственного водного кадастра в единую стройную систему представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Трудности, в первую очередь, связаны с различием в принципах кодирования объектов водохозяйственного комплекса, различием нормативно-справочной информации в одних и тех же областях, а также с отсутствием инвентаризации имеющихся данных.

Таким образом, создание государственного водного реестра — это не только создание хранилища данных по водным ресурсам, но реформирование всей существующей системы сбора сведений в соответствии с целями ведения государственного водного реестра.

Государственный водный реестр как социально-экономическая система

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что государственный водный реестр необходимо рассматривать как социально-экономическую информационную систему государственного значения. Это означает, что управление Государственным водным реестром рассматривается в следующих аспектах:

  • управление отношениями между Федеральным агентством водных ресурсов и органами исполнительной власти по предоставлению сведений в государственный водный реестр;
  • управление процессом формирования нормативно справочной информации, используемой для предоставления сведений в государственный водный реестр ответственными органами исполнительной власти;
  • управление процессом межведомственного согласования форматов и кодировок сведений, предоставляемых в государственный водный реестр;
  • управление изменением функциональной структуры подразделений Федерального агентства водных ресурсов, отвечающих за ведение государственного водного реестра;
  • управление процессом сбора информации в государственный водный реестр структурными подразделениями Федерального агентства водных ресурсов;
  • управление изменением структуры сведений государственного водного реестра;
  • управление изменением автоматизированной информационной системы «государственный водный реестр».

В настоящее время структурными подразделениями Министерства природных ресурсов осуществляется процесс последовательной регламентации всех вышеуказанных аспектов, его завершение даст основания для полноценного функционирования государственного водного реестра.

Государственный водный реестр — система государственного значения

Созданная система по предоставлению сведений в государственный водный реестр в том виде, в котором она утверждена Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного водного реестра» — неустойчива к изменению механизмов сбора информации, изменению форматов сведений, а также к изменению самой структуры государственного водного реестра. Недостаток системы или её недоопределенность связаны с отсутствием единого органа, обладающего полномочиями по целостному и одновременному внесению изменений во все подсистемы сбора, обработки и хранения информации. Для устранения этого недостатка необходимо создать Межведомственный совет, а также Дирекцию по вопросам ведения государственного водного реестра, в состав которых войдут представители Росводресурсов и всех органов исполнительной власти, принимающих участие в сборе информации для государственного водного реестра. К области ведения Дирекции следует отнести:

  • принятие решений по структуре и составу информации, предоставляемой в государственный водный реестр органами исполнительной власти;
  • принятие решений по согласованию системы нормативно-справочной информации и принципов кодирования информации в Государственном водном реестре;
  • принятие решений по распределению полномочий доступа органов исполнительной власти к сведениям, содержащимся в Государственном водном реестре.

Создание вышеуказанной Дирекции реестра необходимо ввиду межведомственного характера распределения сведений, поступающих в государственный водный реестр.

Работы по сбору и подготовке данных для государственного водного реестра являются регулярными и весьма трудоемкими, что влечет за собой необходимость выделения соответствующих бюджетных средств и людских ресурсов для подготовки данных и последующего предоставления их в государственный водный реестр.

В текущей ситуации, в которой не определены полномочия доступа органов исполнительной власти к данным государственного водного реестра, указанные ведомства, ответственные за предоставление сведений, не мотивированы на высокоэффективную совместную работу.

Создание согласованной системы сбора, хранения и предоставления сведений государственного водного реестра является задачей федерального уровня, решение которой возможно только при заинтересованном участии всех перечисленных органов исполнительной власти. Выходом из такой ситуации может стать разработка и выполнение Федеральной целевой программы, направленной на создание единой системы сбора, хранения и предоставления сведений государственного водного реестра.

Реализация программы позволит снизить затраты на межведомственное взаимодействие при предоставлении сведений в государственный водный реестр, оптимизировать процедуры сбора информации всех участников этого процесса, повысить доступность сведений государственного водного реестра для юридических лиц и населения.

Главный результат, который будет достигнут при создании государственного водного реестра — повышение эффективности системы управления водными ресурсами страны.

В первую очередь будет создано информационное обеспечение процесса разработки схем комплексного использования водных объектов (СКИОВО), основная задача которых — определить планы использования и охраны водных объектов, исходя из установленных долгосрочных целей.

Также будет решена задача создания единого легитимного источника сведений о водных ресурсах, который исключит появление и дальнейшее использование неоднозначных и противоречивых сведений о водных объектах и сооружениях на водных объектах.

В условиях всевозрастающей стратегической роли водных богатств России, будет создана база для стоимостной оценки имеющихся водных ресурсов как государственного капитала.

Источник: https://www.acconcept.ru/business/news/98.html

Ссылка на основную публикацию