Госполитика в области защиты населения и территорий от чс

Утверждены основы государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент России Владимир Путин подписал 11 января указ об утверждении основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года. Документ вступил в силу с момента подписания.

Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации. Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.

Разработан порядок оповещения граждан операторами о ЧС

Государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций является частью системы госуправления в сфере национальной безопасности РФ и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них.

Обратите внимание

В документе отмечается, что основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:

а) стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, активизацией геофизических и космогенных процессов;

б) техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия;

в) особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.

Сохранение существующих и риск появления новых угроз требуют дальнейшего развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем на основе современных подходов, говорится в документе.

Среди задач госполитики в этой области в документе перечислено:

  • развитие систем раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов;
  • применение систем дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием космических аппаратов;
  • развитие систем информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • использование современных технических систем предупреждения, информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • создание робототехнических комплексов, способных выполнять функции разведки, обнаружения источников опасности, их локализации и ликвидации, в том числе при проведении подводных работ особого (специального) назначения;
  • разработка и внедрение инновационных технологий в области раннего обнаружения источников чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций и пр.

Основными функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является, в том числе, разработка и реализация на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Источник: http://d-russia.ru/utverzhdeny-osnovy-gosudarstvennoj-politiki-rf-v-oblasti-zashhity-naseleniya-i-territorij-ot-chrezvychajnyh-situatsij.html

Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В данной статье рассмотрены основные аспекты государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Определены основные цели и задачи, реализуемые государством в области защиты населения от ЧС, а также принципы государственного регулирования вопросов обеспечения защиты населения, общества и территорий от стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В России, как и во всем мире, в последние годы наблюдается рост числа возникающих катастроф природного, экологического и техногенного характера, масштабов ущерба от них.

Это обусловлено, в первую очередь, прогрессирующей урбанизацией территорий, увеличением плотности населения Земли, и как следствие, антропогенным воздействием и наблюдающимся глобальным изменением климата на планете.

В связи с эти проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стала весьма актуальной. Она сформировалась в последние годы в системе государственного регулирования страны как первостепенная потребность и определена как функция государства.

В ст.72 Конституции Российской Федерации сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий» [1].

Прежде всего, роль государства состоит в создании системы соответствующих организационных структур.

В России на всех уровнях власти образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Важно

Решением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) [2].

Важная роль принадлежит государству в создании специальных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г.

№ 924 определен перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, часть из которых предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, другая часть – для ликвидации чрезвычайных ситуаций [3].

Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», целью которого являлось создание правовых основ в области предупреждения катастроф, снижения размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидации их последствий, расписаны полномочия органов государственной власти всех уровней, в том числе Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера [4].

В рамках государственной политики создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др.

Стоит также отметить, что прерогативой государства является осуществление важных контрольно-регулирующих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К ним, кроме нормативно-правового регулирования, относится: 1) проведение государственной экспертизы проектов потенциального опасных объектов; 2) декларирование промышленной безопасности; 3) стандартизация; 4) лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности; 5) государственный надзор в областях техногенной безопасности; 6) информирование населения об угрозах, способных причинить вред их жизни и здоровью [5].

Основными целями и задачами государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

  • обеспечение безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства;
  • организация и осуществление комплексной защиты населения и территорий при возникновении угрозы и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • поддержание в постоянной готовности государства и всех его структур к оперативному реагированию на возникающие угрозы;
  • оказание помощи в рамках международного сотрудничества государствам, подвергшимся воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф [6].
Читайте также:  Пожарные извещатели с gsm: виды, требования, плюсы и минусы

Обобщив вышесказанное, определим, что основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация государственной политики в рассматриваемой области осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

  • защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
  • подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
  • мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
  • основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
  • планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;
  • объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации [6].

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.

Эффективность обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, уровень этой безопасности в значительной мере зависят от результативности государственной политики, осуществляемой в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Источник: https://novainfo.ru/article/4324

Презентация «Государственная политика РФ по защите населения и территорий от ЧС»

Инфоурок › Доп. образование ›Презентации›Презентация «Государственная политика РФ по защите населения и территорий от ЧС»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайд Описание слайда:

Государственная политика РФ по защите населения и территорий от ЧС

3 слайд Описание слайда:

Нормативные документы РФ: 1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». 2. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». 3.

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». 4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 5. Федеральный закон от 22 августа 1995 г.

№ 151-ФЗ «Об аварийно — спасательных службах и статусе спасателей».

4 слайд Описание слайда:

Совет

Основные угрозы и опасности, влияющие на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Человек и его среда обитания Военного характера Техногенного характера Террористического характера Биолого- социального характера Природного характера

5 слайд 6 слайд Описание слайда:

ГО Система мероприятий поподготовке к защите и защите населения,материальных и культурных ценностейна территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах действий или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера РСЧС РСЧС —Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная задача РСЧС — создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории страны, как в мирное, так и в военное время

7 слайд Описание слайда:

ЧС природные техногенные биолого- социальные по характеру источника военные

8 слайд Описание слайда:

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

9 слайд Описание слайда:

Потери мирного населения УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПОТЕРЬ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЙНАХ 1-я Мировая война 5 % 50% 2-я Мировая война 90% Войны в Корее и Вьетнаме 96% Войны на Балканах и в Ираке

10 слайд Описание слайда:

Международные нормативные документы: Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года («Первая Женевская Конвенция»).

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года («Вторая Женевская Конвенция»). Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года («Третья Женевская Конвенция»).

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года («Четвертая Женевская Конвенция»).

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года; Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 года.

11 слайд 12 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Этапы становления МЧС РФ -27 декабря 1990 года принято постановление Совета министров РСФСР «Об образование Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование Единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС». -30.07.1991 года. РКС был преобразован в ГК РСФСР по ЧС.

Читайте также:  Виды систем противопожарного водоснабжения

-Указом Президента РФ Войска ГО были переданы из МО в состав ГКЧС России. -18.04.1992 года. Правительством РФ было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). -10 января 1994 года.

ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

13 слайд Описание слайда:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера , обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

14 слайд Описание слайда:

Основные задачи ГО Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы Предоставление населению убежищ и СИЗ Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер Подготовка населения в области гражданской обороны

15 слайд Описание слайда:

Основные задачи ГО (продолжение) Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радио-активному, химическому, биологическому и иному заражению Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время Срочное захоронение трупов в военное время Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО

16 слайд Описание слайда:

спасательные воинские формирования МЧС России подразделения Государственной противопожарной службы; аварийно-спасательные формирования и спасательные службы; нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне ; создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне»)

17 слайд Описание слайда:

17 УРОВНИ ГО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ МЧС РФ РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЦ СУБЪЕКТОВЫЙ ГУ МЧС МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СП органов МО ОБЪЕКТОВЫЙ СП (работники)

18 слайд Описание слайда:

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-gosudarstvennaya-politika-rf-po-zaschite-naseleniya-i-territoriy-ot-chs-3238668.html

Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»

Федоренко В.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая связь между различными катастрофами и историей человечества, можно отметить, что катастрофы, воздействуя на развитие цивилизации, сыграли немаловажную роль в формировании социально-политического облика современного человеческого общества.

Так, например, один из авторитетных русских ученых-историков Ключевский связывал причины зарождения городов, особенности архитектуры жилищ, местоположение поселений с необходимостью более стойко переносить грозные стихийные явления — землетрясения, наводнения, эпидемии, засухи, вулканические извержения, тем самым человек постепенно приспосабливался к изменению условий окружающей среды, вызванными природными катаклизмами.

Вместе с этим в период этого приспосабливания человек развил настолько бурную хозяйственную и инженерную деятельность, что за счет этой деятельности со временем стала возникать угроза уже для самой природы и для самого человека.

Поэтому наряду с природными источниками опасности человека на этом современном этапе развития цивилизации стала техносфера.

Таким образом, между человеком и природой, со временем стали развиваться противоречия, которые обострились особенно в последние десятилетия.

Это означает, что по мере развития технического прогресса неуклонно возрастает роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий как от стихийных бедствий и природных катастроф, так и от аварий и катастроф техногенных.

Важно

Так в конце XX века для предупреждения и ликвидации последствий упомянутых выше природных явлений, например, в России, были сформулированы подходы к решению проблем защиты населения и территорий и созданы соответствующие структуры: ГО, РСЧС, МЧС.

Разработан и внедрен ряд различных государственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера.

Приступая к рассмотрению вопросов темы, есть необходимость остановиться на таких понятиях, как «защита населения» и «защита территорий» (рис. 4.1.1), а также — «ЧС», «предупреждение ЧС», «ликвидация ЧС», «зона ЧС». Именно с этих четырех последних понятий начинается рассмотрение ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (статья 1).

Ниже приведены данные о ЧС на территории РФ за 1992-2000 гг. (табл. 4.1.1).

Защита населения — комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлего уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий техногенных аварий и катастроф.

Защита территорий — комплекс организационных, экологических, инженерно-технических, природоохранных, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения источников ЧС, подготовку к преодолению вызванных ими опасностей и ликвидации их последствий с целью снижения потерь и разрушений на объектах экономики и личного имущества граждан, а также на ограничение ущерба окружающей природной среде при ЧС.

Основные понятия:

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Читайте также:  Решение задач по тактической подготовке

Зона ЧС — это территория, на которой сложилась ЧС.

Данные о чрезвычайных ситуациях, происшедших в Российской Федерации в 2000 году.В 2000 г.

на территории Российской Федерации произошло 960 чрезвычайных ситуаций и 5 крупных террористических актов, в том числе от общего количества, локальных – 53,4 %, местных – 33,17 %, территориальных – 12,91%, региональных – 0,42 %, федеральных – 0,1 %. По сравнению с 1999 г. общее количество чрезвычайных ситуаций в 2000 г. уменьшилось на 22 %.

Диаграмма составляющих чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации в 2000 г., приведена на рис. 4.1.2.

В результате чрезвычайных ситуаций пострадало 11624 человека, с учетом пострадавших в террористических актах, 1153 чел. погибло, оказана медицинская помощь 11137 чел. Заявленный материальный ущерб Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации составил свыше 24,797 млрд.

рублей, при этом от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 1,4 млрд. рублей (5,65 %), чрезвычайных ситуаций природного характера – 23,3 млрд. рублей (93,96 %), биолого-социальных чрезвычайных ситуаций – 0,097 млрд. рублей (0,39 %). Диаграммы составляющих погибших, пострадавших и заявленного материального ущерба, показаны на рис. 4.1.3-4.1.

5.

Совет

В результате техногенных чрезвычайных ситуаций пострадало 2958 человек, погибло 976 человек. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций зарегистрировано в Северо-западном (143), Центральном (108) и Дальневосточном (99) регионах.

В результате природных чрезвычайных ситуаций пострадало 2229 человек, погибло 48 человек. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций зарегистрировано в Дальневосточном (105) и Северо-Кавказском (65) регионах.

В результате биолого-социальных чрезвычайных ситуаций пострадало 6160 человек, умерло 67 человек.

Сводные данные о чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации см. рис. 4.1.2-4.1.5.

Рис. 4.1.1Государственное регулирование защиты населения и территорий от ЧС

Таблица 4.1.1



Источник: https://infopedia.su/12×7120.html

Утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года

Президент Российской Федерации Владимир Путин 11 января 2018 года утвердил Указ об утверждении основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.

Документ носит стратегический характер и определяет задачи, основные тенденции развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), механизмы реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций на ближайшие годы.

К числу основных угроз, влияющих на состояние защиты населения и территорий от ЧС, отнесены стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, активизацией геофизических и космогенных процессов, техногенные аварии и катастрофы, особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, также связанные с урбанизацией и ростом интенсивности миграции населения. Своё воздействие оказывают негативные изменения окружающей среды, усложнение технологических процессов, что влечёт за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий.

Среди задач государственной политики в этой области названы повышение эффективности управления рисками, совершенствование структуры РСЧС и её материально-технического оснащения, развитие систем раннего обнаружения опасных природных явлений и процессов, применение систем дистанционного мониторинга, в том числе с помощью космических аппаратов, развитие авиационно-спасательных технологий, создание специализированных робототехнических комплексов, развитие инновационных технологий, повышение эффективности тушения природных и техногенных пожаров, обеспечение своевременного информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и возникновении  чрезвычайных ситуаций и целый ряд других.

При определении стратегических направлений развития системы защиты территорий и населения от ЧС отводится большая роль участию в этих процессах общественных объединений и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтёров (добровольцев).

В частности, при обучении населения основам культуры безопасности, проведении различных лекций, тренингов, встреч с населениями и других мероприятий.

Приоритетным остается риск-ориентированный подход при осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершенствование нормативно-правовой базы как на федеральном, так и региональном и местных уровнях с внедрением единых подходов в реализации задач, развитие международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Обратите внимание

Помимо обозначения основной концепции развития Указ содержит механизмы ее реализации, показатели состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ресурсное обеспечение соответствующих мероприятий и некоторые другие аспекты.

Источник: https://cod28.ru/proisshestviya/utverzhdeny-osnovy-gosudarstvennoj-politiki-rossijskoj-federacii-v-oblasti-zashhity-naseleniya-i-territorij-ot-chrezvychajnyx-situacij-na-period-do-2030-goda.html

Утверждены Основы госполитики в области защиты населения и территорий России от чрезвычайных ситуаций до 2030 года

Екатерина Чернявская

austinding / Shutterstock.com

Предполагается, что реализация Основ позволит максимально снизить угрозу жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при ЧС и размеров ущерба от них.

Соответствующий указ подписал Президент РФ Владимир Путин (Указ Президента РФ от 11 января 2018 г.

№ 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»1).

Документ предусматривает ряд приоритетных направлений государственной политики в указанной сфере среди которых:

  • развитие систем раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов;
  • применение систем дистанционного мониторинга ЧС, в том числе с использованием космических аппаратов;
  • совершенствование организации подготовки населения в области защиты от ЧС с использованием современных методик и технических средств обучения;
  • развитие систем информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и возникновении ЧС;
  • создание универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа, а также совершенствование хранения таких средств и обеспечения ими населения.

Особое внимание в ходе реализации Основ будет уделяться развитию авиационно-спасательных технологий и повышению эффективности тушения природных и техногенных пожаров. Так, планируется создать робототехнические комплексы, способные проводить разведку и обнаруживать источники опасности, их локализацию и ликвидацию, в том числе при проведении подводных работ особого (специального) назначения.

Кроме того, планируется внедрить риск-ориентированный подход при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В частности, предполагается отнести деятельность юрлиц и ИП к определенной категории риска и сформировать их перечни в зависимости от присвоенных категорий риска и классов (категорий) опасности.

При этом предусмотрена возможность внесения дополнений и уточнений в утвержденные Основы в случае изменения социально-экономической ситуации в стране, а также характера угроз. Напомним, что на прошлой неделе также были определены Основы госполитики в области пожарной безопасности на период до 2030 года.

Источник: garant.ru

Источник: http://narushaem.net/gosudarstvo/ytverjdeny-osnovy-gospolitiki-v-oblasti-zashity-naseleniia-i-territorii-rossii-ot-chrezvychainyh-sityacii-do-2030-goda.html

Ссылка на основную публикацию