Европейский исследовательский центр по вопросам информирования населения в чрезвычайных ситуациях (еицинчс)

Центр по инцидентам и аварийным ситуациям

МАГАТЭ создало ЦИАС в 2005 году в ответ на растущее использование ядерных технологий наряду с усилением обеспокоенности по поводу злоумышленного использования ядерных или радиоактивных материалов.

Механизмы аварийного реагирования существуют в рамках МАГАТЭ с момента подписания Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, а решение о создании единого центра было принято в целях обеспечения круглосуточной помощи государствам-членам в случае ядерных и радиологических событий, в том числе представляющих угрозу для физической безопасности, посредством координации усилий, работы и действий экспертов в рамках МАГАТЭ, государств-членов и международных организаций. ЦИАС также отвечает за обеспечение функционирования Системы МАГАТЭ по инцидентам и аварийным ситуациям (СИАС).

Работа центра осуществляется по четырем направлениям: аварийная готовность СИАС, оперативная деятельность СИАС, аварийная готовность государств членов, информационная работа в случае аварийных ситуаций и информационно-просветительская деятельность.

Обратите внимание

Группа СИАС по вопросам аварийной готовности обеспечивает поддержание порядка работы и инфраструктуры ЦИАС, а также аварийной готовности системы МАГАТЭ по инцидентам и аварийным ситуациям, в том числе посредством проведения учебных мероприятий, учений по аварийному реагированию и организации дежурства.

Оперативная группа СИАС отвечает за практическое осуществление мер реагирования МАГАТЭ в случае ядерных или радиологических инцидентов и аварийных ситуаций в соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. В ее работу входит поддержание деятельности сети реагирования и оказания помощи (РАНЕТ) и организация миссий МАГАТЭ по оказанию помощи при поступлении соответствующего запроса.

Группа обеспечения аварийной готовности государств-членов оказывает помощь государствам – членам МАГАТЭ в разработке, поддержании и укреплении аварийных мер посредством разработки норм безопасности и руководящих материалов, оказания содействия государствам-членам в их применении, проведения обучения, подготовки и оценок аварийной готовности (ЭПРЕВ).

Группа по информационной работе в случае аварийной ситуации и информационно-просветительской деятельности занимается разработкой руководящих материалов и рекомендаций для государств-членов по вопросам информационной работы с населением в случае ядерных или радиологических инцидентов и аварийных ситуаций, а также отвечает за осуществление информационно-просветительской деятельности ЦИАС.

Источник: https://www.iaea.org/ru/o-nas/centr-po-incidentam-i-avariynym-situaciyam

О некоторых проблемах развития систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

О некоторых проби лах развития систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

Соколов Ю .И.

В данном материале на основе анализа состояния отечественных и зарубежных систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях рассматривается ряд проблемных вопросов их развития в нашей стране

Введение

Оповещение населения является одной из основных задач органов власти всех уровней, организующих его защиту в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени В сущности, защита населения и начинается с его своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Без наличия оперативной, постоянно готовой к использованию системы оповещения невозможно решать задачи защиты населения.

Опыт показывает, что в чрезвычайных ситуациях, особенно военного времени, в первую очередь страдает мирное население, поэтому создание систем оповещения населения должно являться первоочередной задачей.

В большинстве случаев при угрозе возникновения ЧС еще остается достаточно времени, чтобы своевременно предупредить население о надвигающейся опасности.

Но бывают ситуации, когда период времени от момента распознавания опасности до ее непосредственного воздействия измеряегся минутами и даже секундами.

Поэтому обеспечить абсолютную защигу населения на основе создания даже самой совершенной системы оповещения практически невозможно. Однако государство остается ответственным за то, чтобы уменьшить опасность, угрожающую жизни или здоровью ею граждан.

Важно

Необходимость создания систем оповещения населения, использующих средства электросвязи, электрические сирены, сети вещания определялась насущными потребностями защиты населения с появлением современного оружия и средств его доставки далеко в тыл, угрожающего не только военным и экономическим объектам, но и жизни беззащитного населения. г)то, прежде всего, касалось жителей больших городов.

Первые шаги по создало системы оповещения населения в России были предприняты еще 80 лет назад после опубликования перечня мероприятий ПО противохимической У Пр0,1:?4>»«;-д:уш?{й сбл-

роне города, доведенного до населения Петрограда 3 марта !9[8 года, С 3 марта в Петрограде началось создание и системы оповещения, ко горая существовала как постоянная система в течение всей граждан ской войны. На этом этапе технические возможности оперативно г.; оповещения населения были крайне ограничены. Для этих целей, в основном, использовались фабричные и паровозные гудки.

До начала войны на территории нашей страны была построс нг широко разветвленная сеть проводног о вещания, которая явилась основой системы оповещения и информирования населения в годы войны.

Основной оперативно-тактической единицей в местной противовоздушной обороне (МПВО) в эти годы становятся города.

В г о родах-пунктах МПВО строятся системы оповещения с централию ванным управлением с КП МПВО, на основе использования радиотрансляционных сетей, сетей телефонной связи и сетей электросирен.

Так, система оповещения населения Москвы включала в себя 1Г0 электросирен, 480 тысяч квартирных и 406 уличных громкоговорителей. Сигнал “Воздушная тревога” в Москве подавался 141 раз.

В целом системы оповещения городов прифронтовой полосы удовлетворяли требованиям того времени. Сигналы воздушной грево-ги подавались достаточно своевременно (в Москве — за 30-40 минут до подлета вражеских самолетов).

Появление оружия массового поражения и средств его достатки практически по всей территории страны поставили задачу оповещения населения не только в пршраничных районах, но и на всей территории страны.

В послевоенный период происходят кардинальные изменения в организационных принципах построения систем оповещения, когда они создаются не только в городах, но и начинают охватывать территорию области (края) в целом.

Совет

Для реализации задач строительства систем централизованно го оповещения населения на территории области (края) разрабатыва ется целый ряд технических средств оповещения и организуется их массовый выпуск.

Был налажен массовый выпуск более современных мощных элсктросирен.

Для оповещения населения уже планировалось комплексное задействование сетей проводного и радиовещания, сетей электросирен и уличных громкоговорителей.

В шестидесятые годы, когда МПВО была преобразована в систему гражданской обороны, были серьезно пересмотрены основные взгляды и положения в решении проблем защиты населения. Это’ этап характерен наиболее интенсивным совершенствованием прин ципов построения систем оповещения и развитием их технической базы.

В эти годы была создана аппаратура, обеспечивающая передачу команд управления по занятым междугородным проводным и радиорелейным каналам связи, а также по каналам радиовещания, что позволило приступить к массовому строительству территориальных систем централизованного оповещения населения. Такие системы были построены практически во всех республиках, краях и областях.

С начала семидесятых годов началось строительство территориальных систем централизованного оповещения на базе современной аппаратуры нового типа I I-160, разработанной в начале 70-х годов Был также разработан целый комплекс современной аппаратуры оповещения низового звена типа Г1-164, предназначенный для замены морально и физически устаревшей аппаратуры типа АДУ-ЦВ и обеспечивающий построение систем оповещения в городах и населенных пунктах, а также в сельской местности на основе использования проводных каналов сельской телефонной связи.

Была подготовлена техническая база, обеспечивающая возможность централизованной подачи единою сигнала оповещения на территории всей страны, что позволяло решать поставленную задачу

об организации оповещения населения страны при возникновении угрозы массированного ядерного нападения противника.

Для оповещения населения было спланировано использование всех сетей вещания, включая сети телевещания и электросирен Причем впервые было определено, что сеть электросирен предназначается не для подачи конкретного сигнала военного времени — сигнала «Воздушная тревога!”, а для подачи единого сигнала оповещения ‘Внимание всем!” с последующим его информационным наполнением по всем сетям вещания

Обратите внимание

После аварии на Чернобыльской АЭС был поставлен вопрос о создании специальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов — локальных систем оповещения (ЛСО).

С этой целью были подготовлены типовые проектные решения и выпущены рекомендации по созданию локальных систем оповещения в районах размещения атомных станций, химически опасных объектов и гидросооружений.

Начались работы по их строительству

Распад СССР вызвал определенные затруднения и в организа-j '(в техническом оснащении систем централизованного оповещения, что естественно сказалось и на работе систем оповещения населения. Ряд предприятий, выпускающих аппаратуру оповсшешгя, оказался уже в зарубежье.

Следует также отметить, что до распада СССР строительство самых современных систем оповещения осуществлялось в Прибалтике, на Украине, в Средней Азии, Закавказье. Нй тслпятории f>occ:-.w-

ской Федерации такое строительство осуществлялось меньшими темпами и сейчас немало систем оповещения России работает на устаревшей аппаратуре. В 1992 году появились 15 новых субъектов Российской Федерации, которые не имеют своих самостоятельных систем оповещения.

Информационная подготовка населения к действиям в чрезвычайных

ситуациях

Строительство централизованных систем оповещения не решает всех задач Требуется большая работа по подготовке самого населения, обучение его правилам своего поведения при получении сигналов оповещения.

Основная масса населения проживает в городах, насыщенных различными опасными производствами Следуег сказать, что в современных условиях проживание в сельской местности отнюдь не гарантирует избавление от последствий аварий и катастроф техногенного или природного характера.

Поэтому необходима определенная информационная подготовка населения как городского, так и сельского, обеспечивающая его осмысленные действия при возникновении ЧС различного характера при поступлении первых сигналов оповещения и поясняющих информационных сообщений.

Проверки показывают исключительно низкую готовность населения к самостоятельным действиям даже при получении сигналов оповещения и достаточно подробных информационных сообщений.

Важно

В этом легко убедиться, если вы спросите самих себя или своих соседей, что вы будете делать: при аварии т подозрительном предприятии, расположенном по соседству, если вам не известно даже, чем оно может угрожать; где расположено убежище и вход в него, если раздастся сигнал тревоги; что надо надеть на себя, а главное где это лежит, если поступило сообщение о химической опасности и в какую сторону бежать предпочтительнее, если это сообщение такой информации не содержит и т.п.

А может быть не надо никуда бежать, а просто плотно прикрыть окна и подняться на несколько этажей выше, чтобы избежать отравления'7 И таких вопросов без ответов может быть достаточно много, если предварительно не иметь определенной информации, которой можно было бы руководствоваться впоследствии при поступлении хотя бы общего оповещающего сигнала и минимальной информации по ЧС.

Вообще, целенаправленное использование технических средств массовой информации должно стать одним из элементов плана действий на случай ЧС: предупреждение о возможности возникновения ЧС, распоряжения об эвакуации, постоянное информирование населения, передача советов и рекомендаций и т.п. Это важнейший элемент восстановления организации. Распоряжения, передаваемые официальными властями, способствуют появлению у растерянного населения уверенности в том, что положение контролируется.

Информационная база населения после воздейсгвия поражающих факторов ЧС может претерпеть очень большие изменения, а потребности населения в информационном обеспечении возрастут и качественно изменятся До возникновения ЧС наши потребности в информации удовлетворяются многочисленными печатными изданиями и развитыми техническими средствами вещания. Вполне возможно, что после возникновения ЧС произойдет резкое снижение и количественного и качественного состава информационной базы. Единственно возможным средством оповещения и информирования могут стать сохранившиеся радиовещательные станции, имеющие автономные источник» питания. Эта вероятность должна быть просчитана на случай ЧС, как и просчитана сама организация удовлетворения информационного спроса населения в таких условиях» чтобы наиболее эффективным образом использовать сохранившиеся мощности Более того, население будет нуждаться в таких сведениях, которыми его не смогут обеспечить ни органы печати, ни телерадиокомпании без соответствующей подготовки и взаимодействия с органами управления по делам ГОЧС. Имеются в виду' сведения, которые дадут возможность населению своевременно принять меры защиты, сориентируют его на правильные в данной обстановке действия.

Это еще раз говорит о важности предварительной информационной подготовки населения к действиям в ЧС.

Авария на Чернобыльской АЭС и многие другие выявили необходимость определенной морально-психологической подготовки населения, которая способствовала бы мобилизации в нужный момент физических и психических ресурсов человека на основе имеющихся знаний о возможных ситуациях и реальной опечки сложившейся обстановки.

Основной упор необходимо сделать на самостоятельную подготовку населения Практика проведения телевизионных и радиопередач по тематике защиты населения, проводимая в форме коротких сообщений скучным голосом по бумажке одним из работников местное органа управления по делам ГОЧС, показывает их низкую привлекательность И эффективность. Нужны и Другие более насыщена»е, 10“

разные передачи с привлечением средств мультипликации и хорошо поставленных телефильмов.

И все же эти мероприятия не могут заменить красочных издании — памяток, адресованных жителям именно данного города или района, которые раздаются бесплатно во все семьи местными исполнительными органами власги или продаются за символическую цену. Такие памятки могут нести следующую информацию: сведения о сигналах и информации оповещения и порядке действия по ним;

Совет

номера телефонов дежурных служб города или единой дежурно-диспетчерской службы, оперативного дежурного управления по делам ГОЧС города, объединенных диспетчерских служб жилищноэксплуатационных управлений;

наименования объектов, расположенных на территории города и типы СДЯВ, используемых в производстве, а также возможную глубину их распространения в случае аварии на объектах;

характеристика типов СДЯВ, меры защиты от них и способы оказания помощи при поражениях;

общий план города (района) с указанием мест расположения потенциально опасных объектов и размеров юн возможных заражений (разрушений, затопления), медицинских учреждений, пунктов посадки на транспорт, органов исполнительной власти и органов управления по делам ГО и ЧС, наиболее целесообразных маршрутов эвакуации, сборных эвакопунктов;

адреса убежищ и мест укрытий;

частоты и программы местного радиовещания, которые спланированы для использования в интересах информирования населения при угрозе возникновения ЧС и др.

В такие памятки может вноситься и другая информация, например, о возможных стихийных бедствиях, характерных для данного региона, информация по организации защиты населения и быстрой ориентации его в обстановке при возникновении ЧС. 11амятка может содержать и специальные графы для их последующего заполнения необходимыми сведениями и изменениями в обстановке по территории города (района).

Читайте также:  Диспетчер и радиотелефонист в пожарной охране

Внесение изменений в макеты таких памяток и последующее их переиздание через 2-3 года позволяет отслеживать естественные изменения в структуре опасных производств, инфраструктуре города и корректировать организацию защиты населения.

Наличие и изучение такой памятки, совмещенные с трансляцией хорошо подготовленных специальных передач по радио и, особенно, по телевидению (дтя чего наиболее 844|Дходит кабельное телеви-

Обратите внимание

дсние), поддержанное периодическими ггубликациями в местной печати, поможет организовать самостоятельную подготовку населения, провести и поддерживать его информационное обеспечение на случай возникновения ЧС в мирное и военное время.

Системы централизованного оповещения населения

Система оповещения любого уровня представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу условных сигналов (команд управления) и речевой информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами управления по делам 1’ОЧС данного уровня

Решение на задействование системы оповещения любою уровня принимает соответствующий начальник гражданской обороны или его заместители. В экстренных, не терпящих отлагательства, случаях задействование СЦО осуществляется оперативно-дежурными службами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Системы централизованного оповещения территориального уровня (субъекты РФ) являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта РФ (рис. 1).

Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.

Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня, и устан „иной длительностью передачи речевого сообщения.

Верхние звенья СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям территориального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

843

PBC

7 В

1 IV lv : ;ч И V и,:

< i;i /•:.!itк"! ч . ..111*4«. ; !

( 1ІО on. i;ic I HOI о IK'II ! |):i

> Ml I«.

■ 11.

I »■ I 1

tk ra ( . . I «•

m — V*»

, ,_j

IL

Рис 1

СЦО юрода, района

Важно

Элементы КОМИ. іС’.* : «lillliipui VpU СрСДНСГО >ВЄНа ( ЦО ТСррИ-іорпадьноіо V рові їм стачав іпн.!'.*і .*/ ми прсдприя t ия местных ор-¡ ЛНОВ святи (меж огородные станции юродские и районные VÍJIW свя-і «правлення и средств оповещения (’ЦО ісрриториальною vровня осуществляется специа нв іамн свяиі местных органов Минсвяіп России на договорной основе *а ечст средств местною бюджст а

Передача речевой информации до населения осмнссівлястсч hsílm перечкаг> каналов подача программ вешания на t.tu проволною вешания флдиофанедяцпониые у<\p>

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-razvitiya-sistem-opovescheniya-naseleniya-v-chrezvychaynyh-situatsiyah

Женевский центр мониторинга чрезвычайных ситуаций пользуется российской системой

14 ИЮЛЯ 2015

3687

В Женеве 15 июня открылся Центр мониторинга и координации при чрезвычайных ситуациях, который входит в структуру Международной организации гражданской обороны. О том, какие задачи стоят перед этим подразделением, а также о том, какой вклад внесла в его становление наша страна, в интервью РИА «Новости» рассказал Владимир Кувшинов, который сейчас является Генеральным секретарем МОГО.

На сегодняшний день Международная организация гражданской обороны насчитывает пятьдесят четыре страны-участницы, причем в ее работе достаточно активно принимает участие Российская Федерация.

Владимир Кувшинов, в ответ на вопрос корреспондента РИА «Новости» Елизаветы Исаковой о назначении и целях создания Центра мониторинга и координации при чрезвычайных ситуациях для начала отметил, что на его открытие были приглашены члены дипломатического корпуса, аккредитованного в Женеве.

В этой церемонии приняли участие представители таких стран, как Швейцария, Китай, Кувейт, Саудовская Аравия и некоторые другие. Российскую Федерацию представляла делегация высокопоставленных сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям в количестве десяти человек.

В общей же сложности на открытии этого центра присутствовало шестьдесят человек из 48 стран, то есть за небольшим исключением все участники Международной организации гражданской обороны.

Кувшинов отметил, что сейчас и международные, и национальные организации, которые занимаются вопросами чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, активно внедряют в практику своей деятельности самые последние достижения современных информационных технологий. На сегодняшний день одним из важнейших элементов, в которых они аккумулируются, является именно этот центр по борьбе с последствиями природных и техногенных катастроф.

Российская Федерация является одним из важнейших стратегических партнеров Международного центра организации гражданской обороны. Именно наша страна в 2014 году добровольно выделила значительный по своей сумме денежный взнос для того, чтобы был создан начавший свою работу Центр мониторинга и координации.

Отвечая на вопрос о том, почему его было решено организовать именно в Женеве, Владимир Кувшинов сказал, что этот швейцарский город оказался наиболее подходящим для этой цели по нескольким причинам.

Совет

Главная из них состоит в том, что он является признанным центром международного сотрудничества: в нем располагаются такие организации, как Международный комитет Красного Креста, Всемирная организация здравоохранения, Управление ООН по координации гуманитарных вопросов, а также многие другие.

Что касается самой Международной организации гражданской обороны, то ее штаб-квартира также располагается в Женеве, и на данный момент она представляет собой практически единственную специализированную межправительственную организацию, участниками которой является третья часть всех государств планеты.

Для того чтобы обеспечить наиболее эффективную координацию действий их национальных чрезвычайных служб, нужно обладать новыми современными возможностями и технологиями, которые гарантируют наиболее оперативный сбор и передачу инфо
рмации о тех катастрофах природного и техногенного характера, которые происходят в различных странах мира.

В своем интервью Кувшинов отметил, что те технологии и технические средства, которые будут использоваться в созданном Центре мониторинга и координации при чрезвычайных ситуациях, уже внедрены и отлично зарекомендовали себя на практике в таких организациях, как Шанхайская организация сотрудничества, Евросоюз, Африканский Союз. При этом именно Женева является тем местом, где они, что называется, пересекаются, и это также стало весомым аргументом в пользу выбора именно этого города.

Сейчас утверждена стратегическая программа дальнейшего развития Международной организации гражданской обороны, которая рассчитана на десять лет. Одним из пунктов и является создание в Женеве Центра мониторинга и координации при чрезвычайных ситуациях, что является, по сути дела, только первым этапом.

На следующем же при его содействии, технической и информационной помощи, а также при помощи стран-членов намечено создание нескольких базовых центров МОГО, которые будут размещаться во всех государствах, входящих в эту международную организацию.

Им будет оказываться помощь в обучении и подготовке персонала, а также в оснащении современными технологиями и оборудованием.

На третьем этапе, предусмотренном стратегией развития (он, кстати, будет реализовываться параллельно с двумя первыми) предусмотрено создание эффективной и разветвленной сети, которая позволит национальным центрам наиболее эффективно взаимодействовать друг с другом в борьбе с последствиями техногенных и природных катастроф. Владимир Кувшинов отметил, что в МОГО уже сейчас активно ведется работа по формированию необходимо для этого законодательной базы, разработке соответствующих нормативно-правовых актов. Проекты многих из них уже разрабатываются. На данный момент Международная организация гражданской обороны очень тесно сотрудничает с национальным центром по борьбе с катастрофами, который функционирует в структуре Министерства по борьбе с чрезвычайными ситуациями Российской Федерации, а также с аналогичными организациями в Швейцарии, Киргизии. Активно развиваются контакты по этой линии и с российско-сербским гуманитарным центром.

Обратите внимание

В перспективных планах Международной организации гражданской обороны числится также расширение сотрудничества с национальными центрами по борьбе с катастрофами таких стран, как Южная Африка, Саудовская Аравия, Грузия, Азербайджан.

Кувшинов отметил, что в этих государствах уже внедрили те технологии, которые будут использоваться в Центре мониторинга и координации, и именно поэтому с ними на данный момент наиболее просто и удобно взаимодействовать.

Правда, на сегодняшний день технические и технологические возможности новой структуры изучаются в тестовом режиме, что необходимо для проверки всех технических аспектов деятельности, а также возможностей, которые они предоставляют.

Совсем недавно представители МОГО посетили Москву, в которой пробыли около недели. В нашей столице проходил международный салон по безопасности, и представители этой организации побывали в российском центре управления катастрофами. В ходе этого визита в тестовом режиме также было проверено взаимодействие.

В Киргизии в аналогичном центре находился премьер-министр этой страны, причем в то время, когда на ее территории было наводнение. Вместе с ним там же располагалась и группа быстрого реагирования киргизского МЧС.

При этом в режиме постоянных видеоконференций поддерживалась связь с аналогичным московским центром, в результате чего удавалось максимально оперативно отрабатывать необходимые меры по реагированию на наводнение.

Владимир Кувшинов сказал, что для становления Центра мониторинга и координации при чрезвычайных ситуациях потребуется, конечно же, некоторый период времени.

Сначала, на самом первом этапе его деятельности, будет производиться сбор детальной информации о катастрофах (в том числе и геофизической), источниками которой послужат, в частности, различные информационные системы и чрезвычайные порталы, а также метеорологические организации различных стран мира. После этого будет производиться тщательный анализ всех полученных данных, их структурирование и распространение среди стран-участиц. Они будет представлены в виде документа с информацией о том, как обстоит в мире дело с различными катастрофами, каковы основные тенденции их возникновения, а также о том, каким образом реагируют на них различные государства и международное сообщество.

Владимир Кувшинов обрисовал процедуру действия центра на примере недавнего землетрясения в Японии. Он сказал, что если бы на тот момент, когда оно произошло, эта структура существовала бы, то информация бы поступала в нее не только из национальных японских источников, он также и от соответствующих российских и американских структур.

Все эти данные подверглись бы оперативному анализу, а всем странам участницам был бы выдан прогноз всем странам-участницам, и, конечно же, самой Японии. Это оказало бы существенную помощь в выработке правильной стратегии и тактики поведения в случае возникновения такого рода катастрофы.

Кувшинов также отметил, что возможности технологий, которыми располагает центр, очень широки.

Важно

На вопрос, заданный корреспондентом относительно землетрясения в Непале, он сказал, что об этом он готов говорить только гипотетически, поскольку на тот момент, когда оно произошло, центра еще просто не существовало.

Кувшинов заметил, что, несмотря на это, в устранении последствий катастрофы принимали участие спасательные службы из таких стран-членов МОГО, как Россия, Индия, Китай, Швейцария.

При этом Непал был совершенно не готов к природному катаклизму такого масштаба, а у местных спасательных служб отсутствовали даже элементарные технологии, при помощи которых можно было бы предупреждать о возникновении каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Спрогнозировать это землетрясение было практически невозможно, однако тогда, когда оно уже произошло, спасательные службы Непала не сумели четко наладить взаимодействие своих собственных подразделений, эффективно организовать оказание медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию.

Кроме того, были и чисто технические ограничения: например, возможности местного аэропорта не 
позволяли спасателям вылетать непосредственно на место. К примеру, российскому МЧС пришлось около трех суток ждать разрешения на вылет в Непал, причем самолет все это время находился в соседней стране, Индии.

Кувшинов заметил, что, по его мнению, даже при отсутствии современных технологий в Непале спасательные работы можно было бы организовать намного лучше. Они прошли бы гораздо более оперативно и эффективно, если бы непальские чрезвычайные службы готовились к такого рода катастрофам, проводили обучение и регулярные тренировки своего персонала.

Одной из задач Центра мониторинга и координации при чрезвычайных ситуациях как раз и является подготовка и обучение спасателей из стран, которые являются членами МОГО. Сейчас такие мероприятия проходят на уровне ООН, преимущественно в государствах Евросоюза. Дело в том, что в странах-членах этой организации уже существуют соответствующие центры.

Отвечая на вопрос относительно участия новой структуры в оказании гуманитарной помощи населению стран, в которых происходят вооруженные конфликты, Владимир Кувшинов сказал, что на данный момент непосредственное участие центра в такого рода мероприятиях не предполагается, по крайней мере, до того момента, пока полностью не пройдет этап его становления. Тем не менее, в будущем такая работа также будет вестись в рамках осуществления различных международных программ.

Совет

На сегодняшний день основная задача состоит в налаживании работы центра, отработки всех механизмов сбора информации, ее анализа и взаимодействия. Необходимо, чтобы сотрудники были хорошо обучены, ознакомлены с современными технологиями, уверенно с ними работали.

Одной из задач созданного центра является не только участие в ликвидации последствий различных гуманитарных катастроф, но и их прогнозирование. Эта работа будет вестись в тесном сотрудничестве с различными международными организациями, научно-исследовательскими институтами. Возможности для этого, по оценке Владимира Кувшинова, у новой структуры действительно огромные.

Он отметил, что уже сейчас совместно со своими швейцарскими коллегами готовится прогноз по возможному наводнению на реке Рона, которая протекает по территории кантона Во, где в этом отношении сложилась ситуация, близкая к критической.

Моделируются действия, которые необходимо предпринимать в тех случаях, когда вода поднимется до определенной отметки, и планируется, какие именно меры и в какой последовательности нужно будет при этом предпринимать (эвакуировать население, скот и т.п.).

При этом прогноз будет универсальным, вне зависимости от того, где именно может произойти такая чрезвычайная ситуация. Что касается достоверности прогноза, то она в решающей степени зависит от того, какое количество информации будет введено в систему.

Планируется также продемонстрировать ее возможности на примере ликвидации пожаров в России, в Иркутской области. Для этого центром готовится видеоконференция, в которой будут принимать участие люди, участвующие в их тушении. Современные технологии и средства телекоммуникаций позволяют это сделать.

Читайте также:  Пожарные стволы ultimatic-ru и dual - force: описание и ттх

В качестве еще одного примера Владимир Кувшинов привел алжирский город Аран, в котором сосредоточено множество объектов нефтегазовой отрасли, что представляет немалую потенциальную опасность. Планируется прогнозировать действия спасателей на тот случай, если там произойдет какая-либо авария или взрыв газа. Этот проект является российской разработкой.

Что касается участия нашей страны в работе Центра мониторинга и координации при чрезвычайных ситуациях, то в нем будет работать и представитель России. Этот вопрос уже обсуждался с Владимиром Пучковым, нынешним главой МЧС РФ.

Скорее всего, специалист из этого ведомства будет направлен в центр до декабря текущего года.

Обратите внимание

Поскольку разработка по «алжирскому» проекту отечественная, то этот представитель наверняка окажет большую помощь по обучению сотрудников на этапе ее внедрения.

Рассказал Владимир Кувшинов и об актуальных тенденциях возникновения катастроф в современном мире. Он отметил, что их количество из года в год растет, причем как техногенных, так и природных.

В геометрической прогрессии возрастает также и та тяжесть, которую имеют их последствия.

К примеру, в результате совсем недавно произошедших в мире землетрясений погибло около десяти тысяч человек, что существенно больше, чем, скажем, в военных конфликтах.

Немаловажное значение имеет и такой вопрос, как финансирование Центра мониторинга и координации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Планируется, что осуществляться оно будет за счет средств стран-членов МОГО.

Предполагается также, что дополнительные средства будут в целевом порядке выделяться такими государствами, как Россия, Китай и Кувейт.

Что касается сотрудников центра, то ими, скорее всего, станут представители стран-участниц, работающих в аналогичных структурах своих государств.

Источник: http://swiss-rus.ru/news/my-switzerland/zhenevskiy-centr-monitoringa-chrezvychaynyh-situaciy-pol-zuetsya-rossiyskoy-sistemoy.html

Ожидайте ответного гудка — Технологии на TJ

Какие технологии оповещения населения о чрезвычайных ситуациях применяются в разных странах мира

10 марта МЧС России сообщило, что планирует завершить работы по проектированию элементов комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) в первом квартале текущего года. TJ узнал, какие технологии оповещения населения о чрезвычайных ситуациях применяются в разных странах мира.

Единая государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций в России на данный момент отсутствует.

Важно

Эта проблема получила особую актуальность после трагедии в кубанском городе Крымске, где в июле 2012 года в результате разрушительного наводнения погибло около 170 человек, а общее число пострадавших составило более 34 тысяч.

Позднее Следственный комитет выяснил, что в Крымске система оповещения практически отсутствовала, её услышали лишь полсотни человек — и то, когда было уже слишком поздно.

16 ноября 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». Правительству было поручено создать такую систему до 1 января 2014 года. Система до сих пор не введена в эксплуатацию в полной мере.

Несмотря на отсутствие единой системы, которая бы охватывала всю страну целиком, у каждого региона имеется своя собственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций и оповещений о них населения.

При возникновении ЧС информация о ней поступает в командный центр регионального подразделения гражданской обороны.

Оперативный дежурный сначала включает условный сигнал «Внимание», который транслируется через специальные оповещатели, установленные во всех районах города, и представляет собой звук однотональной сирены. Жители, услышав этот сигнал, должны как можно скорее включить телевизор или радиоприёмник.

В это время по радио и телевизионным каналам начинается трансляция заранее записанного сообщения о текущей ситуации. В случае необходимости даются указания о действиях, которые граждане должны предпринимать в текущий момент.

Кроме того, в некоторых регионах используются оповещения о ЧС посредством мобильной связи и интернета.

Совет

Для оповещения по мобильной сети МЧС России прибегает к двум способам: Cell Broadcast (CBC) и SMS-рассылка. В обоих случаях система автоматически выбирает всех абонентов, находящихся в сети в пределах указанного радиуса.

При первом способе на экране телефона появляется сообщение «МЧС Инфо!» и короткий номер телефона, на который абонент должен позвонить и прослушать полное сообщение о случившемся. Этот метод хорош тем, что его просто обеспечить при большом охвате территории.

Тем не менее его минусы очень существенны: не все телефоны поддерживают эту технологию, а в некоторых необходимо выставлять специальные настройки, чтобы она работала (iPhone, например, не поддерживается).

Также он требует дополнительного действия от пользователя — набора короткого номера для прослушивания информации.

SMS-рассылка осуществляется проще, поскольку все сотовые телефоны умеют принимать SMS-сообщения. Но у этого способа тоже есть свой минус: оборудование рассылает все сообщения в порядке очереди, и обычно это занимает не более 15-20 минут. К сожалению, они могут быть критичными в условиях чрезвычайной ситуации.

США

Начиная с 1 января 1994 года и по сей день на территории Соединённых штатов Америки действует национальная система предупреждения населения Emergency Alert System (Система экстренного оповещения).

Она разработана так, чтобы президент США, где бы он в этот момент ни находился, мог обратиться к нации не позднее чем через 10 минут после её активации.

Предположительно, оборудование для активации EAS находится в так называемом «ядерном чемоданчике» президента США.

Для работы EAS используется радиосвязь с диапазонами частот AM и FM и цифровое радио, а также эфирное, кабельное, цифровое и спутниковое телевидение.

Система может быть использована в случае террористических атак, техногенных катастроф или же начала войны. Также EAS призвана предупреждать население о возможных возникновениях локальных стихийных бедствий вроде смерчей или паводков.

Тем не менее во время терактов 11 сентября 2001 года система так и не была активирована ни в масштабах всей страны, ни локально в Вашингтоне и Нью-Йорке.

Обратите внимание

Позднее это объяснили тем, что местные и национальные СМИ сработали очень оперативно и оповестили население быстрее, чем информация о случившемся дошла до президента США.

<\p>

С 2012 года наравне с EAS действует система Wireless Emergency Alerts (Беспроводные экстренные оповещения), предупреждающая население США посредством мобильных устройств.

Существует три вида беспроводных экстренных оповещений:

  1. Президентские оповещения — оповещения, изданные президентом или назначенным им лицом;
  2. Оповещения о непосредственной угрозе — оповещения, включающие в себя серьезные техногенные или природные бедствия, угрозы жизни и собственности;
  3. Оповещения от министерства юстиции США в случае похищения ребёнка.

Пример оповещения о похищении ребёнка. Источник: Алексей Шелестенко

Во время взрывов на Бостонском марафоне массачусетское агентство по чрезвычайным ситуациям при помощи беспроводных экстренных оповещений разослало жителям окрестностей просьбу на некоторое время воздержаться от посещения улиц.

Европа

После того, как в 2002 году вода вышла из берегов Эльбы и Дуная и привела к затоплениям во многих европейских странах, Еврокомиссия инициировала разработку и тестирование европейской системы оповещения о наводнениях (EFAS). Её главная цель — раннее оповещение и дополнение существующих национальных систем. Она способна предупреждать о стихийном бедствии за три-шесть дней до наводнения.

Система EFAS дважды в день получает около 70 различных цифровых прогнозов погоды из европейского центра среднесрочных прогнозов погоды, от немецкой службы погоды и метеорологического консорциума, а также результаты наблюдений за погодой и стоком рек, проводимых несколькими европейскими организациями. Данные вводятся в систему гидрологического моделирования, которая формирует 70 прогнозов наводнений.

Источник: https://tjournal.ru/tech/54314-emergency-alerts

Министерство по чрезвычайным ситуациям


Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2005 года №688 создано государственное учреждение «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (РЦУРЧС МЧС Республики Беларусь).

РЦУРЧС МЧС Республики Беларусь входит в систему органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и осуществляет специальные функции по управлению и реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций, контролю постоянной готовности запасных пунктов управления гражданской обороны.

Основные задачи:

  • обеспечение оперативного управления силами и средствами органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление информирования (оповещения) в соответствии с законодательством населения, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций по вопросам возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
  • обеспечение в соответствии с установленной компетенцией постоянной готовности сил и средств органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение в пределах своей компетенции функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечение в пределах, установленных МЧС, контроля готовности к использованию по предназначению запасных пунктов управления гражданской обороны республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов;
  • участие в подготовке и осуществлении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению условий для их ликвидации, повышению устойчивости работы организаций.

Контакты:

Адрес: 220004, г. Минск, ул. Иерусалимская, 4  

Режим работы: Пн.- Пт. с 9.00 до 18.00 

Круглосуточные телефоны (работают все дни недели):

(+375 17) 209 27 01

(+375 17) 209 27 08 

Факс: (+375 17) 209 27 59 

Приемная: (+375 17) 209 27 09 

 E-mail: erc@mchs.gov.by

Источник: https://erc.mchs.gov.by/

htsts | ВСЕ РЕШЕНИЯ

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС)

В числе основных задач НЦУКС – подготовка предложений по применению дежурных сил и средств, обеспечение оперативного управления силами РСЧС в ходе выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за готовностью подразделений оперативного реагирования к действиям по предназначению, оповещение и информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС)

ЦУКС является органом управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначен для повышения оперативности управления и обоснованности принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основе развития информатизации и интеграции информационных ресурсов, широкой и всесторонней автоматизации процессов управления силами и средствами.

ПАК «Командно-диспетчерский центр Единой дежурно-диспетчерской службы» (КДЦ ЕДДС)

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) – элемент органа повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ЕДДС является центральным звеном в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ).

Программно-аппаратный комплекс «Командно-диспетчерский центр 112» (КДЦ 112)

Программно-аппаратный комплекс «Командно-диспетчерский центр 112» предназначен для создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Разработан в строгом соответствии с законодательством РФ по данной тематике.

Центр управления силами и средствами (ЦУСиС)

ЦУСиС объединяет в себе службу экстренного вызова, систему видеонаблюдения за общественными местами, систему контроля доступа к базам данных, дежурные части отдела полиции, систему экстренной связи «Гражданин-Полиция», ГИБДД, ППСП и наряды групп немедленного реагирования. Единая система под единым управлением обеспечивает использование как существующих технических комплексов, так и новых решений для эффективного выполнения задач.

Интегрированная информационно-управляющая система АСУ «БРИЗ»

Интегрированная информационно-управляющая система предназначена для:

  • управления чрезвычайными и другими кризисными ситуациями на различных уровнях управления;
  • организации работы территориальных подсистем РСЧС по снижению вероятности кризисных ситуаций и снижению негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций;
  • планирования специальных сил и средств для оперативного реагирования на чрезвычайные и кризисные ситуации и контроля за их прибытием.

Комплексная система информационного обеспечения безопасности (КСИОБ)

​Целью создания Комплексной системы информационного обеспечения безопасности является обеспечение безопасности объектов защиты путем снижения вероятности реализации угроз природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера.

Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС)

СМИС предназначена для:

  • мониторинга состояния комплексной безопасности объектов;
  • мониторинга территории вокруг объекта и анализа событий;
  • анализа видеопотока систем видеомониторинга (on-line);
  • контроля  доступа в помещения и на территорию объекта

Автоматическая система контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах (АСКАВ)

Основное назначение АСКАВ:

  • оперативное обнаружение аварии на химически опасных объектах
  • оценка масштабов выбросов, прогнозирование распространения
  • своевременное оповещение производственного персонала, территориальных подразделений МЧС России, а также населения

Система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ)

СЗИОНТ является сегментом Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, создаваемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

Мобильный комплекс средств сбора и передачи информации (МКСПИ)

МКСПИ предназначен для развертывания в районе проведения работ по устранению последствий стихийных бедствий, техногенных или иных катастроф (для краткости — ЧС) автономно функционирующего в полевых условиях узла связи и управления, его «привязки» к вышестоящим (центральным) пунктам управления с помощью линий связи.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА)

Беспилотный летательный аппарат – мощное дистанционное средство наблюдения за оперативной обстановкой при проведении спецопераций, видео и фотосъемки в местах масштабных катастроф, патрулирования охраняемой территории и сбора информации для принятия оперативных решений.

Источник: https://www.htsts.ru/vse-resheniya

Как в разных странах оповещают о чрезвычайных ситуациях

10 января 20162016-01-10T15:00:00Z2016-01-10T15:00:00Z После событий на трассе Оренбург—Орск в соцсетях разгорелись споры о том, предупреждало ли МЧС местных жителей об опасной ситуации на дороге.

Читайте также:  Пожарная тревога: виды и действия персонала на объекте

Пострадавшие говорят, что смс-оповещения им не приходили, а их критики заявляют, что рассылка была даже в Уфе. Первые удивляются, почему перед разгаром метели никто не перекрыл трассу, а вторые отвечают, что надо было думать своей головой и проверять прогноз погоды перед поездкой.

В это время на сайте МЧС пишут, что в зависимости от характера и масштаба угрозы они оповещают население самыми разными способами: смс-сообщениями, по телевидению и радио, автоматическими звонками на домашние телефоны и даже путем «подворового обхода».

На практике такое происходит нечасто, в результате люди погибают в наводнениях, пожарах и снежных бурях. Власти при этом утверждают примерно следующее: «Мы вас оповестили, а вы не слышали».

Важно

Кто виноват в этой ситуации? Обычный человек, который слишком рано лег спать и не увидел бегущую строчку с предупреждением в телевизоре? Или МЧС, которое не поставило себе целью всеми правдами и неправдами донести предупреждение до максимального количества людей? И как обстоят дела в других странах?Я выяснил, как людей предупреждают о ЧС за рубежом, и результаты оказались не самыми обнадеживающими. Например, во многих странах Европы до сих пор используются сети сирен, установленные в первой половине прошлого века. А про страны Африки и говорить не стоит: до 2020 года установкой и развитием систем оповещения там будет заниматься ООН. Еще нужно учитывать, что какой бы идеальной система оповещения не казалась на словах (а по общепринятому мнению, в таких странах, как Япония и США, она близка к совершенству), она не всегда срабатывает так, как нужно.Итак, предлагаю и вам разобраться в вопросе на конкретных примерах. Начнем с самых продвинутых стран.

ЯПОНИЯ

J-Alert — общенациональная система предупреждения населения в Японии. Она работает через спутники, что позволяет властям оперативно транслировать оповещения в местных СМИ и через громкоговорители. По официальным данным, оповещение местных чиновников происходит за 1 секунду, а чтобы передать сообщение жителям региона с угрозой ЧС, требуется от 4 до 20 секунд.Звучат оповещения так:Предупреждения о плохих погодных условиях транслируются только на японском языке. А все остальные оповещения должны передаваться на пяти языках: японском, английском, китайском, корейском и португальском. Система оповещает о землетрясениях, цунами, извержениях вулканов и военных угрозах.Обслуживание этой системы обходится дорого, поэтому ее внедрение происходит медленными темпами.Кроме того, в Японии работает Система раннего предупреждения об угрозе землетрясении. Оповещения вместе с руководством о том, как нужно реагировать, рассылает Японское метеорологическое агенство. В Японии установлено больше 4 тысяч сейсмографов, и если хотя бы два из них фиксируют толчки, агентство сразу определяет примерную область землетрясения и его эпицентр. Если ожидается усиление колебаний, то агентство тут же предупреждает об этом население.Эффективность предупреждения зависит от того, в какой зоне находится транслятор. В зоне эпицентра подземные толчки могут произойти прежде, чем придет оповещение. В среднем после получения предупреждения есть около минуты, чтобы принять меры. Это время используется для того, чтобы найти укрытие или уйти из опасной зоны; железнодорожники замедляют поезда, а рабочие заводов приостанавливают работу.Вот так выглядит телеоповещение (оно появляется на 3-ей минуте):После сигнала диктор произносит: «Это раннее предупреждение о землетрясении. Пожалуйста, подготовьтесь к подземным толчкам». На экране появляется карта с указанием эпицентра приближающегося землетрясения и список районов, которые оно затронет. В этих оповещениях также передается информация об угрозе оползней или цунами, вызванных землетрясением. Если есть угроза цунами, то технология 1seg автоматически включает телевизоры и радиоприемники в зоне поражения (при условии, что техника поддерживает эту технологию), чтобы донести предупреждение до максимального количества людей. Сообщение транслируется на пяти языках. Также о надвигающемся землетрясении можно узнать через смс. Все сотовые телефоны третьего поколения и более новые должны иметь встроенную систему оповещения, чтобы в автоматическом режиме рассылались сообщения о землетрясении или цунами.

США

Система оповещения в США срабатывает несколькими способами.Во-первых, Беспроводная система предупреждения о ЧС (Wireless Emergency Alerts, WEA). Это текстовые сообщения с предупреждениями о ЧС, которые отправляются уполномоченными госорганами на сотовые телефоны и мобильные девайсы.

Сообщения транслируются через антенны мобильной связи в той области, на которую распространяется угроза ЧС. Если угроза возникнет в Нью-Йорке, то оповещения придут на все устройства, поддерживающие технологию WEA и находящиеся в Нью-Йорке, даже если вы не житель Нью-Йорка, а приехали из другой страны.

Они имеют уникальный сигнал и вибрацию, чтобы их нельзя было ни с чем перепутать.Оповещения могут отправлять государственные и местные органы общественной безопасности, Национальная служба прогноза погоды, Национальный центр по проблемам пропавших без вести и подвергающихся эксплуатации детей и президент США.

Есть три категории предупреждений: сообщение о надвигающейся угрозе, сообщения о пропавших детях и президентские предупреждения. В сообщении размером не более 90 знаков рассказывается о типе опасности, о времени, о действиях, которые необходимо предпринять, и указывается орган, отправивший предупреждение.

Оповещения не перегружают сеть и не влияют на работу обычных сообщений, звонков и подключений к интернету.Во-вторых, Аварийная система оповещения (Emergency Alert System, EAS). Это национальная система оповещения населения через разные вещательные компании: радио, спутниковое и кабельное телевидение и т.д.

В случае чрезвычайной ситуации она в течение 10 минут обеспечивает прямую связь президента с американским народом. Ее также могут использовать государственные и местные органы власти для сообщения о чрезвычайных ситуациях, непогоде и других угрозах, таргетируясь на конкретную территорию.

Вот так это выглядит:В-третьих, сеть радиостанций НОАА, непрерывно вещающих об опасных погодных явлениях (NOAA Weather Radio All Hazards, NWR). Она передает официальные предупреждения, время ЧС, прогнозы и другую информацию об опасностях. Также предупреждает о ЧС, не связанных с погодой: угрозах национальной безопасности, природных, экологических и общественных угрозах (делает это через системы аварийного оповещения). Работает круглосуточно, семь дней в неделю.

ПОЛЬША

С помощью Региональной системы оповещения власти предупреждают население о грядущих катаклизмах по телевидению, на своих сайтах и через мобильные приложения. На телевидении сообщения появляются в виде надписей, содержащих краткую информацию о ЧС.

А приложения, разработанные для всех платформ, помимо того, что рассылают уведомления, содержат инструкции и разъяснения по следующим пунктам: эвакуация, пожары, наводнения и затопления, эпидемии и отравления, экстремальные погодные явления, террор, стихийные бедствия и проч.

Совет

Вот обзор предложения, правда, на польском:Кроме того, система предусматривает рассылку смс-сообщений. Разработчики заключили соглашения с операторами мобильной связи, уведомления приходят на телефоны автоматически, в случае необходимости от них можно отписаться.

Есть и другие системы оповещения по смс, но чтобы подключиться к ним, нужно оставить номер своего телефона в конфиденциальной базе данных.Сигналы оповещения и предупреждения также передаются с помощью сирен. Параллельно сообщения об угрозе ЧС передаются по телевидению и радио.

Учебная тревога в Вроцлаве:Курсирующие по населенным пунктам машины с громкоговорителями тоже могут оповещать население. Но и это не все. На Мазурских озерах, к примеру, для предупреждения о шторме граждан, находящихся на воде далеко от берега, установили прожекторы, посредством которых подают специальные световые сигналы.

КАНАДА

Национальная система общественного оповещенияAlert ReadyОповещения о погодных и других ЧС распространяются через теле- и радиовещание в том районе, который находится под угрозой.

Система разработана в партнерстве с федеральными и местными официальными аварийно-спасательными органами, министерством охраны окружающей среды Канады и вещательными компаниями. Транслируются предупреждения о пожарах, природных, экологических и биологических бедствиях, террористической опасности, административных и гражданских угрозах.

Вот так это выглядит:Оповещения еще пока не транслируются по сотовой связи, но некоторые компании и госучреждения рассылают сообщения и уведомления по специальной подписке.

Также в Канаде существует Погодная информационная сеть (The Weather Network), которая передает предупреждения об экстренных погодных условиях по телевидению и через свои сервисы и приложения. В случае грозящей опасности установившим приложения придут оповещения с просьбой принять необходимые меры предосторожности.

АВСТРАЛИЯ

Стандартный сигнал для предупреждения о ЧС транслируется по радио и телевидению, проигрывается в общественных местах. Вот так он звучит. Таким сигналом предупреждают о лесных пожарах, наводнениях, циклонах, цунами, землетрясениях и террористических атаках. После него звучит сообщение с информацией о ЧС и инструкцией о действиях, которые необходимо предпринять для избежания опасности.

Обратите внимание

Вот так тестировали систему оповещения в Сиднее:В дополнение к ней в Австралии работают оповещения о ЧС по телефонам. На стационарные поступает звонок с предупреждением, а на сотовые — текстовые сообщения. Они таргетируются на определенную территорию.

Рассылают сообщения не всегда, а в зависимости от ситуации: обычно таким образом оповещают о вероятной или реальной угрозе пожаров, наводнений или об экстремальных погодных условиях.

Сообщения приходят всем абонентам, подключенным к сотовой связи и находящимся в том районе, на которое распространяется предупреждение.На сайте о телефонной системе оповещения о ЧС подчеркивается, что это всего лишь один из способов оповещения населения и что этот способ используется не всегда.

Чтобы получить самую полную информацию о ситуации, там советуют слушать радио, смотреть телевизор и посещать сайты аварийно-спасательных служб.

ФРАНЦИЯ

Национальная сеть оповещенияLe réseau national d'alerte (RNA)Во Франции предупреждение населения о ЧС происходит с помощью сирен воздушной тревоги — Национальной сети оповещения. Она состоит примерно из 4 500 сирен и была разработана еще во время Второй мировой войны для предупреждения населения о бомбардировках.

Сирены и громкоговорители также могут быть установлены на пожарные и полицейские машины, которые курсируют по населенным пунктам, находящимся в зоне опасности.Вот так они звучат:Если заработала сирена, нужно сразу включить радио France Inter или France Info.

Там расскажут и о характере ЧС, и о действиях, которые необходимо предпринять. Эта же информация может транслироваться местными радиостанциями.Система оповещения с помощью сирен имеет очевидные недостатки. Во-первых, многие устройства устарели и требуют технического обслуживания.

Во-вторых, часть сирен контролируется и активируется не органами власти, а, например, предприятиями, на территории которых они находятся. В-третьих, сирены распределены по территории Франции неравномерно.

Важно

Для устранения этих недостатков в стране запущен еще один проект — Система предупреждения и информирования населения (Système d'Alerte et d'Information des Populations).

Она предполагает, что помимо сигнала сирен, в случае угрозы будут задействованы другие средства оповещения: национальные и региональные СМИ, автоматический вызов аварийно-спасательных служб и проч. Система всестороннего оповещения будет запускаться по решению мэра, префекта или премьер-министра. На все телефоны, находящиеся в зоне риска, будут отсылаться смс-сообщения с предупреждениями.

ШВЕЙЦАРИЯ

Швейцарская сеть сирен была создана еще до Второй мировой войны. Она насчитывает около 8 тысяч сирен, которые используются для информирования населения в кризисных ситуациях и при угрозе стихийных бедствий.

Эта система называется Организация радиоинформирования о катастрофах — ICARO (Information Catastrophe Radio Organisation).

Есть два типа сигнала. Первый — сигнал общей тревоги. Он звучит так.

В случае общей тревоги жители должны включить радио и следовать инструкциям, которые там озвучат. Кроме того, нужно рассказать об угрозе ЧС своим соседям.

В областях, расположенных недалеко от плотин, после сигнала общей тревоги может прозвучать второй сигнал — о водной тревоге. Звучит он так. Если вы его услышали, то вам нужно немедленно покинуть опасную зону, соблюдая инструкцию. Саму инструкцию можно найти на последних страницах телефонных справочников или на государственном сайте.

С 2009 года Швейцария запустила проект POLYALERT по модернизации системы сирен. Их можно будет запускать дистанционно или вручную на местах. Вместе с этим за последние несколько лет Швейцария усилила сотрудничество со СМИ.

Государственные и частные радио- и телекомпании обязательно прерывают свои эфиры и передают государственные оповещения о ЧС в случае высокой и очень высокой степени угрозы.

Совет

Предупреждения могут передавать Швейцарская сейсмологическая служба, Федеральное ведомство по охране окружающей среды и другие организации, специализирующиеся на изучении природных опасностей.

ФИЛИППИНЫ

Во время стихийных бедствий жители Филиппин привыкли полагаться на телевидение, радио, звонки, смс-оповещения и социальные сети. Но из-за разбушевавшейся стихии эти коммуникации, как правило обрываются. Несколько лет назад тут тестировали систему интернет-оповещений, но она тоже плохо выдержала натиск реальных условий.

Уведомления часто не приходили, покрытие сети на островах не полное, да и подключение к интернету есть не у всех. Самым оптимальным решением для Филиппин является оповещение с помощью сирен. Но по иронии судьбы, таких налаженных сетей сирен, как в европейских странах, на островах нет.

Информацию о стихийных бедствиях передает Филиппинское управление службами атмосферных, геофизических и астрономических исследований (PAGASA).

В соцсетях и СМИ оно использует цветовую градацию степени опасности надвигающегося бедствия:Для оповещений разработали четыре типа сигнала, они различаются обозначением промежутков времени, через которое ожидается бедствие: 36, 24, 18 и 12 часов. На сайте правительства для каждого сигнала расписаны метеорологические условия и меры предосторожности.

Например, при первом сигнале ветер может ломать ветки и сносить легкие крыши, при втором он гнет кокосовые пальмы и срывает с кровли старое оцинкованное железо, при третьем — вырывает деревья с корнем и рушит дома из легких материалов, при четвертом — разрушает систему распределения электричества и большинство домов.

Будьте осмотрительны и не забывайте предупреждать друзей и соседей в случае опасности. Берегите себя.

  • Как отличить русских в Куршевеле?
  • Сидеть на шее у родителей – стыдно!

Популярные посты по тегу

  • 1 сентября 2018
  • 13 октября 2018
  • 19 сентября 2018
  • 14 декабря 2016
  • 3 мая 2016
  • 10 января 2016

Источник: https://varlamov.ru/1564917.html

Ссылка на основную публикацию