Эвакуация пораженных в чрезвычайных ситуациях

7.4. Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях

Система лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях включает совокупность научно-обоснованных принципов организационно-практических мероприятий по оказанию пораженному населению медицинской помощи и лечению, связанных с его эвакуацией за пределы зоны (очага) катастрофы, и предназначенных для этого сил и средств службы медицины катастроф.

На организацию системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) влияют следующие основные условия: вид катастрофы, размеры очага поражения, количество пораженных, характер патологии, степень выхода из строя сил и средств здравоохранения в зоне катастрофы, состояние материально-технического оснащения СМК и уровень подготовки кадров, наличие на местности опасных поражающих факторов (радиоактивных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, пожаров) и др.

Общим принципом лечебно-эвакуационного обеспечения в условиях ЧС является в основном двухэтапная система оказания медицинской помощи и лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

Обратите внимание

Медицинские формирования и лечебные учреждения, развернутые на путях эвакуации пораженных их зоны (района) катастрофы и предназначенные для массового приема, медицинской сортировки, оказания медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации и лечения получили наименование «этапа медицинской эвакуации».

Первым этапом медицинской эвакуации, предназначенным преимущественно для оказания первой медицинской и первой врачебной помощи, являются сохранившиеся в зоне ЧС лечебные учреждения, пункты сбора пораженных, развернутые бригадами скорой помощи и врачебно-сестринскими бригадами, прибывшими в зону ЧС из близрасположенных лечебных учреждений.

Вторым этапом медицинской эвакуации являются существующие и функционирующие вне зоны ЧС, а также дополнительно развернутые лечебные учреждения, предназначенные для оказания исчерпывающих видов медицинской помощи (квалифицированной и специализированной) и для лечения пораженных до окончательного исхода.

Каждому этапу медицинской эвакуации устанавливается определенный объем медицинской помощи (перечень лечебно-профилактических мероприятий). Основными видами помощи в очаге или на его границе является первая медицинская, доврачебная и  первая врачебная помощь. В зависимости от обстановки здесь же некоторым категориям пораженных могут выполняться элементы квалифицированной медицинской помощи.

На втором этапе медицинской эвакуации обеспечивается оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в полном объеме, лечение до окончательного исхода и реабилитации.

Таким образом, в системе ЛЭО имеются следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь.

Характерной особенностью оказания медицинской помощи пораженным является расчленение, рассредоточение (эшелонирование) ее оказания во времени и на местности по мере эвакуации пораженных из очага катастрофы в стационарные лечебные учреждения.

Степень расчленения (эшелонирования) медицинской помощи различна в зависимости от медицинской обстановки в зоне катастрофы. Может изменяться и объем медицинской помощи – расширяться или суживаться.

Однако всегда должны быть проведены мероприятия, направленные на спасение жизни пораженного и снижение (предупреждение) развития опасных осложнений.

Каждый этап медицинской эвакуации имеет свои особенности в организации работы.

Однако всегда необходимо создавать: условия для приема, размещения и медицинской сортировки пораженных; помещения для оказания медицинской помощи, временной изоляции, санитарной обработки, временной или окончательной госпитализации, ожидания эвакуации; подразделения обслуживания.

Важно

Для оказания первой медицинской и доврачебной помощи на месте, где получена травма или вблизи от него, а также отдельных мероприятий первой врачебной помощи, не требуется развертывания на местности функциональных отделений.

Необходимость в организации первого этапа медицинской эвакуации обусловлена тем, что расстояние между районом бедствия и стационарными лечебными учреждениями может быть значительным. Определенная часть пораженных не выдержит длительную эвакуацию непосредственно из очага катастрофы после оказания им только 1-й медицинской помощи, полученной в очаге или на его границе.

В службе экстренной медицинской помощи в ЧС объективно выявляются два направления в системе оказания медицинской помощи пораженным и их лечения в экстремальных условиях:

· когда оказание медицинской помощи пораженным в полном объеме можно обеспечить силами объектового и местного территориального здравоохранения;

· когда для ликвидации медицинских последствий крупной катастрофы необходимо выдвигать подвижные силы и средства из других районов и регионов.

В связи с тем, что при двухэтапной системе ЛЭО населения в ЧС медицинская помощь расчленяется, к ее оказанию предъявляются следующие два основных требования: преемственность в последовательно проводимых лечебно-профилактических мероприятиях и своевременность их выполнения.

Преемственность в оказании медицинской помощи и лечении обеспечивается:

· наличием единства понимания происхождения и развития патологического процесса, а также единых, заранее регламентированных и обязательных для медицинского персонала принципов оказания медицинской помощи и лечения;

· наличием четкой документации, сопровождающей пораженного. Такой документацией являются: первичная медицинская карточка ГО (на военное время) и первичная медицинская карта пораженного (больного) в чрезвычайной ситуации (на мирное время), талон на госпитализацию, история болезни.

Первичная медкарточка ГО (первичная медкарта пораженного в ЧС) оформляется на всех пораженных при оказании им первой врачебной помощи, если они подлежат дальнейшей эвакуации, а при их задержке для лечения свыше одних суток – используется как история болезни (или вкладывается в последнюю).

При эвакуации пораженного эти документы следуют с ним.

Своевременность в оказании медицинской помощи достигается хорошей организацией розыска, выноса и вывоза (эвакуации) пораженных из очага на этапы медицинской эвакуации, максимальным приближением первого этапа к районам возникновения потерь, правильной организацией работы и правильной организацией медицинской сортировки.

Как уже было сказано, в системе ЛЭО имеются следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь.

Читайте также:  Стенд гидравлического испытания птв и пожарной колонки

Как вид медицинской помощи – первая медицинская помощь имеет целью предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего поражающего фактора, предупредить развитие тяжелых осложнений и, тем самым, сохранить жизнь пораженному. Она является эффективной тогда, когда оказывается немедленно, или как можно раньше с момента поражения.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждые 20 из 100 погибших в результате несчастного случая в мирное время могли быть спасены, если бы медицинская помощь была им оказана на месте происшествия. Например, из числа погибших в зоне смерча в г.

Иваново (1984 г.) 16 % пострадавших должны были бы жить, если бы своевременно и качественно им оказали первую медицинскую помощь при кровотечении, переломах костей и асфиксии.

Совет

С увеличением срока оказания первой медицинской помощи быстро возрастает и частота осложнений у пораженных.

Первая медицинская помощь – это комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых на месте получения повреждения преимущественно в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками спасательных работ, с использованием табельных и подручных средств с целью устранения продолжающегося воздействия поражающего фактора, спасения жизни пострадавшим, снижения и предупреждения развития тяжелых осложнений. Оптимальный срок – до 30 минут после получения травмы. Первая медицинская помощь пораженным оказывается посиндромно, в зависимости от характера, тяжести и локализации повреждений.

Организация экстренной медицинской помощи пораженным тесно связана с фазностью развития процессов в районе бедствия.

Так, в период фазы изоляции, длящейся от нескольких минут до нескольких часов, первая медицинская помощь может оказываться только самими пострадавшими в порядке само- и взаимопомощи.

И здесь большое значение имеет обученность населения, умение использовать для оказания помощи подручные средства. И только прибывающие в очаг спасательные формирования начинают использовать табельное имущество для оказания первой медицинской помощи.

Объем первой медицинской помощи:

1) при катастрофах с преобладанием механических (динамических) поражающих факторов:

· извлечение пострадавших из-под завалов (перед тем как высвободить конечность от сдавливания, на ее основание накладывается жгут, который снимают только после того, как будет произведено тугое бинтование конечности от периферии до жгута), вывод ослепленных из очага, тушение горящей одежды или попавших на тело горящих смесей;

· борьба с асфиксией путем освобождения дыхательных путей от слизи, крови и возможных инородных тел.

При западании языка, рвоте, обильном носовом кровотечении пострадавшего укладывают на бок; при западании языка его прокалывают булавкой, которую фиксируют со стороны наружной дужки бинтом к шее или подбородку.

Искусственная вентиляция легких методом «рот-в-рот» или «рот-в-нос», а также с помощью S-образной трубки;

· придание физиологически выгодного положения пострадавшему;

· закрытый массаж сердца;

· временная остановка кровотечения всеми доступными средствами (давящей повязкой, пальцевым прижатием, жгутом и т.д.);

· иммобилизация поврежденной области простейшими средствами;

· наложение асептической повязки на рану и ожоговую поверхность;

· введение с помощью шприц-тюбика обезболивающего средства или антидота;

· дача водно-солевого (1/2 чайной ложки соды и соли на 1 л жидкости) или тонизирующих горячих напитков (чая, кофе, алкоголя) – при отсутствии рвоты и данных о травме органов брюшной полости;

· предупреждение переохлаждения или перегревания;

· щадящий ранний вынос (вывоз) пострадавших из очага и сосредоточение их в обозначенных укрытиях;

· подготовка к эвакуации и контроль за эвакуацией пострадавших в ближайший медицинский пункт или в места погрузки пораженных на транспорт;

Обратите внимание

2) в очагах с преобладанием термической травмы в дополнение к перечисленным мероприятиям:

· тушение горящей одежды;

· укутывание пострадавшего чистой простыней;

3) при катастрофах с выходом в окружающую среду СДЯВ дополнительно:

· защита органов дыхания, глаз и кожных покровов от непосредственного воздействия на них СДЯВ;

· частичная санитарная обработка открытых частей тела (проточной водой, 2 %-м содовым раствором и др.) и при возможности дегазация прилегающей к ним одежды;

· дача сорбентов при пероральных отравлениях, молока, обильное питье, промывание желудка;

· скорейший вынос пораженного из зоны отравления;

4) при авариях с выбросом радиоактивных веществ:

· йодная профилактика и использование по возможности населением радиопротекторов;

· частичная дезактивация одежды и обуви;

· оказание первой медицинской помощи населению в перечисленном объеме при его эвакуации из зон радиоактивного заражения;

5) при массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения:

· использование подручных и (или) табельных средств индивидуальной защиты

· активное выявление и изоляция температурящих больных, подозрительных на инфекционное заболевание;

· применение средств экстренной профилактики;

· проведение частичной или полной санитарной обработки.

Источник: http://libraryno.ru/7-4-osnovy-lechebno-evakuacionnogo-obespecheniya-porazhennogo-naseleniya-v-chrezvychaynyh-situaciyah-secur_in_chrez_sit/

Медицинская эвакуация пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных (больных) из очага, района (зоны) чрезвычайной ситуации и транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания пораженным (больным) необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации, а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации. Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлением.

Читайте также:  Рапорт на отзыв из отпуска

Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших (больных) из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных (больных) на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.

В условиях катастроф санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных (больных) в звене — зона катастрофы — ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи.

При необходимости эвакуации пораженных (больных) в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт.

Однако при эвакуации авиатранспортом из района землетрясения в Армении имели место случаи эвакуации крайне тяжелопораженных и нетранспортабельных без сопровождения их медицинским работником в полете.

В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

Важно

При наличии возможности следует проводить приспособительные мероприятия на грузовых автотранспортных средствах, используемых для эвакуации пораженных (больных).

Среди таких мероприятий важное значение приобретает оборудование автомобилей универсальным санитарным приспособлением для установки носилок (УСП-Г), добавление в кузов автомобиля балласта, смягчающего тряскость автомобиля, укрытие кузовов грузовых автомобилей тентами, обеспечение транспорта подстилочным материалом, одеялами и др.

При эвакуации важно правильно размещать пораженных (больных) в салоне автобуса или кузове автомобиля. Тяжелопораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают на носилках преимущественно в передних секциях и не выше второго яруса.

Носилочные пораженные (больные) с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона.

Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных (больных) в ходе движения транспорта.

Легкопораженные (сидячие) размещаются в автобусах в последнюю очередь на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами. Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т. п.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).

Переоборудование этих судов производится в минимальном объеме путем расширения помещений для переноса пораженных на носилках, установки топчанов, станков для носилок, медицинского оборудования и др.

Совет

В первую очередь осуществляют погрузку носилочных, а затем ходячих пораженных (больных).

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40 и др.

В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения.

Наиболее удобными являются реанимационно-операционный самолеты АН-26м, «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии и т. п.

Как показал опыт работы служб в зонах катастроф, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных (больных) через завалы, очаги пожаров и т. п.

При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных (больных) транспортных средств организуется вынос пораженных (больных) на носилках, импровизированными средствами (доски и др.

) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).

С объектов (участков) поражения эвакуация обычно начинается автомобилями скорой медицинской помощи, наращиваемой прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД), спасательных отрядов, а также транспортом региональных центров медицины катастроф, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подразделений (команд), местное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров.

Для ухода за пораженными (больными) в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава санитарных дружин, скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвако-транспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

При массовой эвакуации пораженных (больных) железнодорожным (водным) транспортом (эвакосанитарными поездами, железнодорожными летучками) в пунктах погрузки (выгрузки) пораженных и больных оборудуются подъездные пути, простейшие приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) пострадавших (сходни, мостики и Щитки). Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. При непогоде принимаются меры по защите пораженных (больных) от дождя, снега, холода и т. п. До погрузки пораженных (больных) на транспорт необходимо составлять в двух экземплярах пофамильный список эвакуируемых (один экземпляр — с подписью лица ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй следует с пораженным до пункта назначения). Особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте, записывая номерные знаки автомобилей.

Обратите внимание

При массовой эвакуации транспортом большой вместимости (воздушным, железнодорожным, водным) в местах погрузки (выгрузки) пораженных (больных) обычно за счет формирований СМК или местных лечебно-профилактических учреждений развертывается эвакуационный преемник с задачами: сортировка, размещение пораженных и больных, подлежащих эвакуации (выгруженных из транспортных средств, прибывших в данный пункт); оказания им необходимой медицинской помощи для подготовки к эвакуации; обслуживание пораженных и больных до назначенных им лечебных учреждений.

Читайте также:  Медаль мчс «за пропаганду спасательного дела»

При эвакуации пораженных (больных) в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения с транспорта (фиксация к носилкам лямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними легкопораженных, а иногда выделение сопровождающих).

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф и т. п.

) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов и др.).

Общим правилом при транспортировании пораженных (больных) на носилках является несменяемость носилок с их заменой из обменного фонда.

Очень важно организовать управление эвакуацией с целью равномерной и одномоментной загрузки медицинских отрядов (госпиталей) лечебно-профилактических учреждений, а также обеспечения направления пораженных (больных) в лечебные учреждения соответствующего профиля (отделения лечебных учреждений), сократив до минимума перевод их по назначению между лечебными учреждениями района (города).

Загрузка транспорта по возможности однопрофильными по характеру (хирургической, терапевтической и т. п. профиль) и локализации поражения значительно облегчает эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращая до минимума межбольничные перевозки.

В этих целях следует шире использовать возможности портативных радиостанций машин скорой медицинской помощи для поддержания связи с диспетчерами подстанций, другими машинами и лечебными учреждениями для обмена информацией об обстановке в очаге поражения и загрузке медицинских формирований (учреждений).

В заключение следует отметить, что эвакуация с медицинской точки зрения не может считаться положительным фактором для пострадавшего (больного) и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным условиями обстановки и невозможностью организовать полноценное лечение больших масс пострадавших (больных) в непосредственной близости от очага поражения. Поэтому эвакуация — это не самоцель, а лишь средство, способствующее достижению наилучших результатов работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечению. При этом для эвакуации следует использовать наиболее щадящие и быстроходные средства.

Источник: https://cyberpedia.su/13xd77d.html

Медицинская эвакуация поражённых в чрезвычайных ситуациях

Составная часть ЛЭМ, неразрывно связанная с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, — медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуациейпонимают вынос (вывоз) поражённых из очага ЧС и транспортировку на этапы медицинской эвакуации с целью своевременного оказания необходимой медицинской помощи, возможная ранняя доставка в ЛУ, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь, эффективное лечение и реабилитация.

Маршрут, по которому осуществляют вынос и транспортировку поражённых, называется путь медицинской эвакуации,а расстояние от пункта отправки поражённого до места назначения принято считатьплечом медицинской эвакуации.

Совокупность путей эвакуации, расположенных на них этапов медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств называютэвакуационным направлением.

При крупномасштабной ЧС в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных может создаваться несколько эвакуационных направлений.

Медицинская эвакуацияначинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объём медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение.

Быстрая доставка поражённых на первый и конечные этапы медицинской эвакуации — одно из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи поражённым.

Важно

В условиях ЧС санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, служит одним из основных средств эвакуации поражённых в звене «очаг поражения — ближайшее лечебное учреждение», где оказывают полный объём медицинской помощи. При необходимости эвакуации поражённых в специализированные медицинские центры используют авиационный транспорт.

Эвакуацию осуществляют по принципу «на себя» (машины «скорой медицинской помощи», ЛПУ, региональных, территориальных центров МК и т.п.) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов и др.).

В связи с тем, что санитарного и приспособленного транспорта для эвакуации пораженных, как правило, бывает недостаточно, приходится использовать пассажирские и грузовые транспортные средства. При этом необходимо заблаговременно предусматривать мероприятия по их приспособлению для этой цели.

Характеристика автомобильного транспорта, используемого для медицинской эвакуации

Марка автомобиля

количество мест

максимальная скорость движения, км/ч

Запас хода по топливу, км

на носилках + сидя только сидя
Автомобиль санитарный УАЗ-452А 4+1 7 95 530
Автомобиль санитарный АС-66 9+4 22 85 530
Автобус ПАЗ-652 (ПАЗ-672) 14+4 16 80 400
Грузовой автомобиль ГАЗ-53А 6+9 18 80 300
Грузовой автомобиль ГАЗ-66 5** 21 95 645
Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 6** 21 90 445
.Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 6 ** 21 80 645
Грузовой автомобиль Урал-375Д 6** 21 75 480
Грузовой автомобиль Камаз-5320 8** 27 80 500

Примечание:

* средняя скорость движения автомобиля с пораженными по грунтовым дорогам – 20 км/ч;

** только на носилках.

Загрузка транспорта по возможности однопрофильными по характеру (хирургический, терапевтический профиль и т.п.) и локализации поражения пострадавшими значительно облегчает эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращая до минимума межбольничные перевозки.

Рассмотренные выше принципы и положения лечебно-эвакуационного обеспечения населения не могут быть обязательными и безусловными для каждого вида ЧС (землетрясение, химические и радиационные аварии и др.

), имеющего свои особенности, различную величину и структуру санитарных потерь.

В связи с этим при организации ЛЭМ следует ориентироваться на конкретную обстановку, внося необходимые коррективы в принципиальную схему лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС.

Источник: https://studopedia.net/2_61555_meditsinskaya-evakuatsiya-porazhennih-v-chrezvichaynih-situatsiyah.html

Ссылка на основную публикацию