Единая государственная система экологического мониторинга (егсэм)

Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ)

Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) – это система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды и информационного обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений по охране природы, защите от опасных экологических факторов и экологической безопасности. ЕГСЭМ является комплексной системой, объединяющей в своем составе практически все традиционные и вновь создаваемые в федеральных органах исполнительной власти системы контроля и слежения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов. Ее основными задачами являются:

  • наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды;
  • информационное обеспечение органов управления природоохранной деятельности и обеспечением экологической безопасности, а также всех уровней автоматизированной информационно-управляющей системы «Экобезопасность России», информационное обеспечение всех уровней управленческих структур и автоматизированных информационно-управляющих систем федеральных органов исполнительной власти, нуждающихся в данных экологического характера;
  • создание и ведение банков данных экологической информации, доступных широкому кругу потребителей, занимающихся практической деятельностью и научными исследованиями в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре экологического мониторинга выделяют три составляющих: геофизический мониторинг, биологический мониторинг и мониторинг источников антропогенного воздействия.

Геофизический мониторинг включает элементы наблюдений, прогноза и оценки состояния геофизической составляющей биосферы, т.е. неживой природы, включая все виды загрязнений и их источники, системы погоды и климата.

Задачей биологического мониторинга является определение состояния живой природы, ее отклика, реакции на антропогенное воздействие. При организации и осуществлении биологического мониторинга предусматривается наблюдение, оценка и прогноз состояния здоровья человека.

Мониторинг источников антропогенного воздействия предусматривает контроль за объектами антропогенного воздействия на окружающую среду.

Нижним звеном ЕГСЭМ являются источники первичной информации, верхним – федеральный уровень управления ЕГСЭМ.

Роль базовой мониторинговой сети, на которую накладываются и органично с которой сплетаются системы других федеральных органов исполнительной власти, играет действующая система Росгидромета.

Она обеспечивает наблюдение, оценку и прогнозирование уровней загрязнения и состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, подземных вод, почв. Руководство функционированием ЕГСЭМ осуществляет МПР России.

Обратите внимание

В соответствии с принципом иерархической организации системы экологического мониторинга в ЕГСЭМ имеется три уровня: муниципальный, межрегиональный и федеральный.

Источник: Экологическая безопасность деятельности Вооруженных Сил. Тарасевич Ю.В., Измалков В.И. –М., 2001.

Вам может быть интересно:

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-ekologicheskogo-monitoringa-egsem/

Единая государственная система экологического мониторинга

Е.Н. Шепелина

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Система единого экологического мониторинга осуществляет контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, а так же возможность активного воздействия на ситуацию. Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие на технологическом и экономическом уровнях.

В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;

мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;

социально-гигиенический мониторинг;

обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы.

Структуру единого экологического мониторинга можно представить сферами получения, обработки и отображения информации, сферами оценки ситуации и принятия решений.

Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:

измерительная система;

информационная система, включающая в себя базы и банки данных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности;

системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;

системы восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов;

система принятия решений.

Построение измерительного комплекса систем ЕЭМ основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить, что аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получения крупномасштабных интегральных показателей о состоянии окружающей среды.

Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направление ветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.); фоновые концентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды.

Важно

Использование в измерительном комплексе современных контроллеров, решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработки и передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радиосвязи или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.

Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими данные: по структуре энергопроизводства и энергопотребления региона; гидрометеорологических измерений; о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования; о результатах медико-биологических и социальных исследований и др.

Одной из основных задач в этом направлении является создание единого информационного пространства, которое может быть сформировано на основе использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и представления информации.

ГИС имеют такие характеристики, которые с полным правом позволяют считать эту технологию основной для целей обработки и управления мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходят возможности обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные функции получения высококачественных карт и планов.

В самой концепции ГИС заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных.

При необходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с графиками или диаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных пространственных объектов, интегрировать ее с другими базами – единственно верным решением будет обращение к ГИС.

Только с появлением ГИС в полной мере реализуется возможность целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающей среды и экологии.

ГИС становится основным элементом систем мониторинга.

Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию.

Используя верхний иерархический уровень ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистему экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов математического моделирования промышленных объектов или регионов (под математическим моделированием промышленных объектов понимается моделирование технологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду).

Схема и классификация мониторинга

Совет

Система единого экологического мониторинга (схема) предусматривает разработку двухуровневых математических моделей промышленных предприятий с различной глубиной проработки.

Первый уровень обеспечивает детальное моделирование технологических процессов с учетом влияния отдельных параметров на окружающую среду.

Второй уровень математического моделирования обеспечивает эквивалентное моделирование на основе общих показателей работы промышленных объектов и степени их воздействия на окружающую среду.

Эквивалентные модели необходимо иметь прежде всего на уровне администрации региона с целью оперативного прогнозирования экологической обстановки, а также определения размера затрат на уменьшение количества вредных выбросов в окружающей среде.

Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие на технологическом и экономическом уровнях.

При практической реализации концепции единого экологического мониторинга не следует забывать: о показателях точности оценки ситуации; об информативности сетей (систем) измерений; о необходимости разделения (фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различных источников) загрязнения с количественной оценкой; о возможности учета объективных и субъективных показателей. Данные задачи решает система восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов (табл. 1).

Таким образом, единая государственная система экологического мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечивает формирование массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС, моделирования и прогноза экологических ситуаций в различных регионах России.

Таблица 1

Состав сухого атмосферного воздуха

Примечание. Средняя относительная молекулярная масса сухого воздуха составляет 28,966 кг/моль.

Таблица 2

Выделение (106 т/сут) некоторых газообразных веществ

Согласно табл. 2, природные источники выделяют больше вредных веществ, тем не менее, самым опасным является антропогенное поступление.

Это связано с тем, что вредные вещества антропогенного происхождения накапливаются в зоне обитания человека.

Обратите внимание

Кроме того, специфические вредные вещества, не существовавшие ранее в природных условиях, в настоящее время становятся составной частью атмосферного воздуха, его микроэлементами.

Воздух считается чистым, если ни один из микрокомпонентов не присутствует в концентрациях, способных нанести ущерб здоровью человека, животным, растительности или вызвать ухудшение эстетического восприятия окружающей среды (например, при наличии пыли, грязи, неприятных запахов или при недостатке солнечного освещения в результате задымленности воздуха). Так как все живое очень медленно адаптируется к этим новым микрокомпонентам, химические вещества служат объективным фактором неблагоприятных воздействий на природную среду и здоровье человека.

Источник: http://MirZnanii.com/a/110126/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-ekologicheskogo-monitoringa

Что такое государственный экологический мониторинг РФ?

Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды», мониторинг окружающей среды подразумевает работу государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, а также государственный, производственный и общественный контроль.

Историческая справка

В Российской Федерации (как республике бывшего СССР) наблюдения за состоянием окружающей среды начали проводиться в 30-е годы прошлого столетия и были направлены на контроль состояния поверхностных вод, что было обусловлено актуальностью проблемы водопотребления.

В 50-е годы на базе разветвленной сети Гидрометслужбы СССР были организованы наблюдения за радиоактивным загрязнением природной среды в связи с испытанием ядерного оружия в воздухе, на земле и под землей. Контроль загрязнения атмосферы был начат в отдельных пунктах с 1963 года.

Первый этап организации наблюдений за загрязнением всех природных сред был осуществлен в 1972 году.

Тогда специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР была создана Общегосударственная служба наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК).

Организация и обеспечение функционирования этой службы были возложены на Госкомгидромет. Кроме этой организации, экологический мониторинг курировался рядом министерств, ведомств и специальных служб.

Вполне очевидно, что распределение функций организации и проведения мониторинга по различным организациям, которые никак не были связаны между собой, привело к дублированию работы.

Это намного снижало эффективность всей системы государственного мониторинга, делало практически недоступной информацию как для государственных организаций, так и для простых граждан.

В связи с этими обстоятельствами в 1993 году Постановлением правительства РФ ОГСНК была сформирована Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ).

Основная цель новой системы заключалась в выполнении государственной задачи обеспечения безопасности и качества окружающей среды, разработке стратегии и тактики организации природоохранной службы, гарантирующей получение объективной информации о состоянии окружающей среды.

Важно

Программой предусматривалось в сжатые сроки разработать проект федерально-региональной программы создания и функционирования ЕГСЭМ, создать типовые проекты служб и систем экологического мониторинга, разработать методы выявления источников экологической опасности, критерии и методы оценки состояния и динамики экосистем. Значительное место в программе отводилось методам и средствам оценки состояния и прогнозирования водных экосистем.

Однако концепция и системный проект ЕГСЭМ не был завершен и просуществовал только 2003 года. Постановлением правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 было принято решение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (или государственного экологического мониторинга).

Для чего служит экологический мониторинг РФ

Под государственным экологическим мониторингом окружающей среды (ГЭМОС) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза ее изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.

Экологический мониторинг включает наблюдения за атмосферным воздухом, землями, лесами, водными объектами, животным миром, уникальной экологической системой озера Байкал, континентальным шельфом РФ, состоянием недр, исключительной экономической зоной страны, внутренними морскими водами и территориальным морем РФ.

Цели ГЭМОС РФ включают:

 — наблюдение за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия;  — оценку и прогноз изменений состояния природной среды под воздействием как природных, так и антропогенных факторов;

 — обеспечение нужд государства, юридических и физических лиц достоверной информацией о состоянии природной среды, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий негативных изменений.

Не останавливаясь подробно на задачах государственного экологического мониторинга, могу отметить, что он строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом.

В области охраны окружающей среды в нашей стране действуют принятые в бывшем СССР Государственные стандарты (ГОСТ), Санитарные нормы и правила (СанПиН), Руководящие документы (РД), Общесоюзные нормативные документы (ОНД).

В настоящее время экологический мониторинг осуществляется целым рядом министерств и ведомств: Министерством природных ресурсов, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственной санитарно-эпидемиологической службой, Федеральной службой земельного кадастра, Министерством сельского хозяйства и продовольствия России, отраслевыми научно-исследовательскими институтами.

В системе экологического мониторинга работают профессионалы высокой квалификации. К сожалению, проведение экологического мониторинга по-прежнему поручено различным государственным службам.

Это приводит к неопределенности в распределении обязанностей и к ограниченной доступности информации об источниках воздействия и о состоянии природных ресурсов и окружающей среды.

Ситуация еще более усугубляется постоянными перестройками министерств и ведомств.

Что делать в этой ситуации? Вероятно, ждать и надеяться, когда в системе управления будет наведен порядок.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/54701/

открытая библиотека учебной информации

Мониторинᴦ.

Лекция №3

В охране окружающей среды и экологическом управлении важная роль отводится формированию системы экологического мониторинга. Само понятие мониторинг сегодня рассматривается как

Система наблюдений за состоянием объекта изучения, отражения динамики происходящих в нем изменений и прогноза развития ситуаций.

По масштабам обобщения информации различают

  • глобальный,
  • национальный,
  • региональный,
  • локальный,
  • импактный — “точечный” мониторинг объектов загрязнения.

По методам ведения:

  • биологический,
  • химический,
  • геофизический,
  • автоматический,
  • дистанционный (космический, авиационный и т.д.).

В России организационной формой экологического мониторинга является единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая начала создаваться по инициативе природоохранных органов в соответствии со специальными постановлениями Правительства.

Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:

  • мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,
  • мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды,
  • мониторинг биотического компонента окружающей природной среды,
  • социально – гигиенический мониторинг,
  • обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа, на которые возложены следующие основные функции:

Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение, а также централизованного учета экологической информации.

Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов. А также мониторинг лесов.

Вместе с тем, в работе ЕГСЭМ принимают участие:

  • Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населœения),
  • Росземкадастр (мониторинг земель),
  • Госгортехнадзор России (мониторинг геологической среды, а также осуществление мониторинга промышленной безопасности),
  • Минатом России (мониторинг радиационно–опасных объектов и территорий),
  • Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействии на нее на военных объектах),
  • Минсельхоз России (отраслевой мониторинг окружающей среды, животных и растений на земля сельхозназначения),
  • Госкомрыболовства России (мониторинг рыб и гидробионтов),
  • Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ.

ЕГСЭМ в настоящее время решает следующие задачи:

  • разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах,
  • организация наблюдений и проведение измерений показателœей объектов экологического мониторинга,
  • обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений как в отдельных районах, так и по всœей территории России,
  • сбор и обработка результатов наблюдений,
  • организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,
  • оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателœей здоровья населœения на изменения в окружающей природной среде,
  • организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование обстановки и оценка нанесенного природе ущерба,
  • обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителœей, включая населœение, общественные движения и организации,
  • информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности,
  • разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.

Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединœенных по принципу “общности объекта” мониторинга.

К примеру:

Государственный мониторинг водных объектов, запасов поверхностных и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов России.

Это министерство вместе с другими федеральными органами исполнительной власти (прежде всœего с Росгидрометом и Санэпидемслужбой Минздрава России) принимает совместные решения по вопросам проведения мониторинга отдельных ресурсов, организации мониторинга источников антропогенного воздействия на объекты природной среды, мониторинга недр, животного и растительного мира (включая леса), а также создания геоинформационных систем (ГИС) по видам природных ресурсов.

Совет

Территориальные подсистемы ЕГСЭМ создаются в соответствии с административным делœением РФ.

В рамках ЕГСЭМ следует рассматривать и производственный мониторинг окружающей среды, означающий, что природопользователи обязаны сами вести учет и осуществлять отчетность о воздействии на окружающую среду.

Структурными звеньями любой подсистемы ЕГСЭМ являются:

  • измерительная система (средства и методы измерения),
  • информационная система (базы и банки данных),
  • системы моделирования и оптимизации показателœей наблюдаемых объектов),
  • система восстановления и прогноза полей экологических и метеофакторов,
  • система подготовки решений и доведения их (а также самой экологической информации) до потребителœей.

Построение измерительного комплекса систем экологического мониторинга основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили – лаборатории) технических средств измерений.

Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими:

  • фоновые показатели,
  • фактические концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды или в местах работы и проживания населœения,
  • метрологические характеристики.

Система экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния ОС и здоровья населœения, но и возможность активного воздействия на ситуацию.

Появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов математического моделирования деятельности промышленных объектов или регионов. Экологический мониторинг предусматривает также расчеты и разработку математических моделœей промышленных объектов и территорий.

Моделирование обычно осуществляется на двух уровнях.

Первый уровень обеспечивает моделирование технологических процессов отдельных производств с учетом локальных влияний частных параметров этих процессов на окружающую среду.

Второй уровень обеспечивает эквивалентное моделирование на основе общих показателœей работы группы промышленных объектов и степени их воздействия на окружающую среду.

Экологический контроль определяется в ст. 68 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” (от 19.12.

91) как наблюдение за состоянием ОПС и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также как проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС, осуществляемые системой экологического контроля, состоящей из государственной службы наблюдения (ЕГСЭМ), государственного, производственного и общественного контроля.

Экологический мониторинг в ст.

39 Закона определяется как наблюдение за происходящими в окружающей среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, за последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также как обеспечение заинтересованных организаций и населœения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Средства контроля окружающей среды (средства эко–аналитического контроля) – совокупность приборов и других технических приспособлений (устройств) для осуществления мониторинга загрязнений окружающей среды, к которым относятся: приспособления для отбора из объектов окружающей среды проб, их хранения, транспортировки, идентификации или непосредственного обнаружения загрязняющих веществ или физических факторов в контролируемой среде, а также устройств для обработки, отображения и передачи получаемой соответствующей информации.

Обратите внимание

Технология контроля окружающей среды — ϶ᴛᴏ совокупность методов (способов) и зафиксированная последовательность операций (процедур) осуществления наблюдений (измерений) показателœей окружающей среды в процессе экологического мониторинга с помощью технических и иных средств для получения (производства) информации о состоянии окружающей среды и наличии в ней загрязнений, из характере, качественном составе и количественном содержании в объектах среды.

Загрязнение окружающей среды — ϶ᴛᴏ вызванное антропогенной деятельностью внесение (поступление) в окружающую среду или самопроизвольное возникновение (образование) в ней новых (нехарактерных) вредных химических веществ, физических факторов, биологических агентов, превышение за определœенное время установленной нормы или естественного многолетнего среднего уровня их количественной характеристики в объеме окружающей среды.

Читайте также

  • — Единая государственная система экологического мониторинга

    В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты: · мониторинг… [читать подробенее]

  • — Единая государственная система экологического мониторинга.

    Мониторинг. Лекция №3В охране окружающей среды и экологическом управлении важная роль отводится формированию системы экологического мониторинга. Само понятие мониторинг сегодня рассматривается как Система наблюдений за состоянием объекта изучения, отражения… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/1209463

    Единая государственная система экологического мониторинга

    Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по научно обос-нованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необ-ходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружа-ющей среды и экологической безопасности.

    Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмос-ферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организа-ций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

    Действующая в Российской Федерации система мониторинга окружа-ющей среды осуществляется Федеральной слабой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая в соответствии с Положением выполняет функции специально уполномоченного государ-ственного органа по организации и осуществлению единой государствен-ной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей среды.

    Компетенция в области осуществления мониторинга между федеральными органами исполнительной власти: Минприроды, Росгидро-метом, Роскомземом, Роскомрыболовством, Госгортехнадзором России, Госкомсанэпидемнадзором России, Минобороны России, Госкомсевером России, Минсельхозом и Минатомом России.

    Система ЕГСЭМ предусматривает не только контроль состояния ок-ружающей среды, здоровья населения, но и возможность активного воз-действия на ситуацию, так как появляется возможность целенаправленно управлять источниками загрязнения, предварительно моделируя техноло-гические процессы предприятий на основе оптимальных методов прогно-зирования качественных и количественных оценок.

    ЕГСЭМ решает следующие задачи: разработка программ наблюдений за состоянием окружающей среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах; организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга и многие другие .

    Национальный мониторинг России в настоящее время включает три вида мониторинга: а) санитарно-гигиенический мониторинг, представляющий собой систе-му наблюдений за изменениями биосферы под влиянием ашропогенных изменений с точки зрения неблагоприятных воздействий на здоровье человека и условия его жизни. б) экологический мониторинг, представляющий собой систему наблю-дений за ответными реакциями экосистем на антропогенные изменения, состоянием биосферы вследствие ее загрязнений, и т. п. в) климатический мониторинг, охватывающий в отличие от экологиче-ского климатическую систему (атмосферу — океан — поверхность суши и другие формирующие климат элементы экосистем). Все виды мониторингов включают три основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды; оценка и прогноз ее состояния.

    Экологический контроль

    Экологический контроль как способ организационно-правового обес-печения рационального экологопользования и сохранности экологической системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устране-ния, в то время как мониторинг ограничивается сбором информации.

    Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятель-ности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утверж-денной в установленном порядке.

    Главными задачами государственного экологического контроля явля-ются: 1. проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды; 2.

    выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной дея-тельности; 3.

    Важно

    проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.

    Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает: а) Государственный контроль за соблюдением правил экологопользо-вания имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы: прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства; местный контроль, т. е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны органов местного самоуправления, кото-рые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их. специальный контроль осуществляется специализированными государ-ственными инспекциями^ по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; и т. п. б) Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведом-ствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного конт-роля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерст-вах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, по-скольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. в) Общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы. (партийный контроль, осуществляемый политическими партиями, контроль общественных организаций, осуществляемый добровольны-ми обществами, контроль органов местного самоуправления, контроль отдельных граждан.)

    

    Источник: https://infopedia.su/13xaaca.html

    Единая государственная система экологического мониторинга организации осуществляющие

    ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

    Организации, осуществляющие мониторинг антропогенного воздействия на различные объекты окружающей среды № Государственный природоохранный орган Объекты исследования 1.

    Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Загрязнение атмосферного воздуха; Загрязнение поверхностных вод суши; Загрязнение морских вод; Трансграничное загрязнение; Комплексный мониторинг загрязнения среды и влияние на растительность; Загрязнение атмосферных выпадений; Глобальный фоновый атмосферный мониторинг; Комплексный фоновый мониторинг; Радиационные факторы; Аварийный токсикологический мониторинг. 2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Загрязнение почв; Загрязнение растительности; Загрязнение вод; Загрязнения сельскохозяйственных продуктов, продуктов перерабатывающих предприятий.

    № Государственный природоохранный орган 3. Государственный комитет санитарно -эпидемиологического надзора Российской Федерации 4. Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации 5.

    Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству Объекты исследования Питьевые источники водоснабжения населенных пунктов; почвы; воздух рабочей зоны; пищевые продукты; источники шума; источники вибрации; источники электромагнитного излучения; заболеваемостью населения от факторов загрязнения окружающей среды; остаточное количество, галогеносодержащих соединений в пищевых продуктах. Мониторинг лесных ресурсов. Мониторинг рыбных ресурсов.

    Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах МПР ГМ СЭ Зем Лес Сель Стр Стат Воздух w w w Вода w w w Почвы w w w Растительность w w Животный мир w w w Вода w w w Земли w w Минералы w Растительность v w w Животный мир v w w Возд. выбросы w w w Сбросы сточ. вод w w w Твердые отходы w w Опасные отходы w w w Радиоакт. отходы w w w w Состояние/загрязнение Использование Выбросы/отходы

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 9 февраля 1995 г.

    N 49 (Д) Во исполнение постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 года N 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» (ЕГСЭМ) и поручения Правительства Российской Федерации от 4 января 1995 года N ВЧ-П 9 -00155 приказываю: 1.

    Утвердить «Положение о Единой государственной системыэкологического мониторинга» (приложение). 2.

    Департаменту научно-технического обеспечения экологической безопасности совместно с Главным управлением нормативноправового регулирования обеспечить в установленном порядке регистрацию «Положения о Единой государственной системе экологического мониторинга» в Министерстве юстиции Российской Федерации. 3. Контроль за выполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра. Министр В. И. Данилов. Данильян

    СОВЕТ МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 ноября 1993 года N 1229 О создании Единой государственной системы экологического мониторинга _________________________________ Утратило силу с 20 апреля 2003 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года N 177 __________________________________

    БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ: Положение о ЕГСМ p Системный проект ЕГСМ p Концепция ЕГСМ p

    Совет

    ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга должен обеспечивать: p p p координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды; регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных; хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами; деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие; доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей. ЕГСЭМ должна сохранить иерархическую структуру системы ОГСНК, принятую в Росгидромете.

    p p Информационная система ЕГСЭМ представляет собой федеральную ведомственно и территориально распределенную систему. Для управления данными экологического мониторинга на территориальном уровне (сбор, хранение, обработка, передача, представление) создаются и функционируют территориальные (региональные) информационно-аналитические центры (РИАЦ).

    Совет безопасности Администрация президента Правительство ЕГАСКРО Е Министерство природных ресурсов.

    Ведомственные системы мониторинга Система космического мониторинга Г С М Территориальная система мониторинга Глобальная система мониторинга Управляющая система Федеральный информационноаналитический центр Региональные информационноаналитические центры Международны е сети Министерства Экологоинформационн ые системы интернета

    В задачи РИАЦ входит: p p p организация информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения , расположенными в пределах границ административно-территориального образования; сбор, обработка, хранение, передача данных наблюдений и измерений; представление информации заинтересованным организациям, специально уполномоченным органам и т. д.

    ; оперативный контроль выполнения территориальных программ экологического мониторинга; ведение баз и банков данных информации о состоянии природной среды и антропогенных источников воздействия на нее; подготовка аналитических обзоров о состоянии природной среды в пределах административно-территориального образования и факторов антропогенного воздействия на нее.

    Правовая основа осуществления экологического мониторинга

    Мониторинг окружающей среды можно рассматривать в трех качествах: как одну из мер охраны окружающей среды p как функцию государственного управления p как правовой институт общей части экологического права p

    Федеральные законы p p p Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 -ФЗ Статья 1. Дается определение мониторинга и государственного мониторинга Глава Х, статья 63.

    Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 -ФЗ введены основные понятия в предметной области охраны окружающей среды.

    Обратите внимание

    Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состояние окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

    В соответствии с данным определением и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности: — наблюдения за факторами воздействия и состоянием окружающей среды; — оценку фактического состояния среды; — прогноз состояния окружающей среды и оценку прогнозируемого состояния.

    Схематично это можно представить в виде следующей блоксхемы: Информационная система (мониторинг) Управление Наблюдения Оценка фактического состояния Регулирование качества среды Прогноз состояния Оценка прогнозируемого состояния

    Дается также определение государственного мониторинга окружающей среды: p Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

    Федеральный Закон от 4 мая 1999 г. N 96 -ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» p Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха p

    p Водный кодекс РФ от 03. 06. 2006 N 74 -ФЗ (Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов). p Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33 -ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях « (Статья 10.

    Государственные природные биосферные заповедники) p Федеральный Закон от 30 марта 1999 года № 52 -ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения « (Статья 45.

    Социальногигиенический мониторинг)

    Постановления Правительства РФ p p p Постановление от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» — утверждает Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) Постановление от 10 апреля 2007 года № 219 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» Постановление от 23 августа 2000 г. N 622 «Об утверждении положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» — утверждает Положение о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды

    Приказы министерств и ведомств ПРИКАЗ МПР РФ от 6 февраля 2008 г.

    Важно

    N 30 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ И ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, СОБСТВЕННИКАМИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ» p ПРИКАЗ МПР РФ от 7 мая 2008 г.

    N 111 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ И ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА, ПОЛУЧЕННЫХ УЧАСТНИКАМИ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ» p ПРИКАЗ МПР РФ от 27 декабря 2007 г. N 349 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА ДАННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ЕГО ВЕДЕНИЯ» p

    Законы субъектов Федерации и муниципальных образований p Закон Архангельской области от 23. 06. 2005 N 66 -4 -ОЗ (ред. от 26. 06.

    2008) «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» Постановление Администрации Архангельской области от 18 июня 2008 г.

    N 136 -па/17 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» p

    Нормативно-правовые акты исполнительных органов власти Положения p Руководящие документы p Сни. Пы p Сан. Пи. Ны p ГОСТы p Методические указания p

    Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды p утвержден Постановлением Правительства РФ от 31. 03. 2002 г. № 177 p

    Экологический мониторинг включает в себя: p p p p p мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ.

    Совет

    Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти p p p Министерство природных ресурсов РФ Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба земельного кадастра России Министерство сельского хозяйства РФ Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству другие органы исполнительной власти.

    Экологический мониторинг осуществляется в целях: p — наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; p — оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; p — обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

    При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи: p p — организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; — оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее; p — информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды; p — формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды; p — обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга. Функция организации и осуществления государственного экологического мониторинга возложена на Министерство природных ресурсов РФ.

    Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при: p — разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; p — разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; p — осуществлении контроля в области охраны окружающей среды и проведении экологической экспертизы; p — прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; p — подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

    ПОЛОЖЕНИЕ о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды (утв. постановлением правительства РФ от 23 августа 2000 г.

    N 622) p организуется для наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям) и последствиями этого влияния на растительный и животный мир и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде,

    p p p p p МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 28 октября 2003 года N 957 О совершенствовании работы по ведению государственного экологического мониторинга (с изменениями на 13 февраля 2004 года) ________________________ Документ с изменениями, внесенными: приказом МПР России от 13 февраля 2004 года N 120. ________________________

    Приложение 7 к приказу МПР России от 28 октября 2003 года N 957 КОМПЛЕКС мероприятий по совершенствованию работы по ведению государственного экологического мониторинга p p p проведение инвентаризации лабораторий, осуществляющих измерения в области охраны окружающей среды, независимо от подчиненности и формы собственности; проведение инвентаризации зданий и сооружений, и оснащенности Сетевых лабораторий анализа и мониторинга окружающей среды (приборнометодическая база, средства отбора, консервации, хранения и транспортировки проб, лабораторное оснащение и реактивы; средства транспорта, связи, оргтехника); определение базовых пространственно-временных параметров действующей системы экологического мониторинга в зоне ответственности каждой сетевой лаборатории, в том числе, перечня контролируемых показателей качества окружающей среды, количества

    p p p представление перечня объектов федерального государственного экологического контроля, находящихся в зоне ответственности каждой сетевой лаборатории, представление сведений о количестве субъектов хозяйственной деятельности, находящихся в зоне ответственности каждой сетевой лаборатории, и обязанных представлять статистическую информацию в области охраны окружающей среды — формы статистической отчетности 2 -тп (воздух), 2 -тп (водхоз), 2 -тп (отходы) и др. ; решение вопросов по размещению и эффективному функционированию реорганизованных учреждений; представление предложений по структуре, численности, штатным расписаниям, сметам расходов на содержание созданных ФГУ ЦЛАМ МПР России ; представление сведений о кадровом составе системы аналитического контроля МПР России и предложения по кандидатурам для замещения вакантных должностей по руководящему составу реорганизованных учреждений с учетом

    РД 52. 04. 567 -2003 Положение о государственной наблюдательной сети Виды осуществляемой деятельности p Основная структура: гидрометеорологическая и наблюдательная, основная и дополнительная p Статусы пунктов наблюдения p Основные принципы функционирования ГНС p Источник финансирования ГНС p Головные НИУ по видам наблюдений p

    Источник: https://present5.com/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-ekologicheskogo-monitoringa-organizacii-osushhestvlyayushhie/

    Ссылка на основную публикацию