Действия органов управления и сил рсчс

Система РСЧС: органы, силы и задачи РСЧС

Главная → Статьи → История

История образования системы РСЧС

Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры.

В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти.

Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями. 

Обратите внимание

Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году.

Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды.

В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация – Местная противовоздушная оборона.

В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя.

В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО.

Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону. Система ГО стала составной частью Министерства обороны.

Важно

Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности.

Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов.

Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС.

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением). 

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС

  1. Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  2. Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  3. Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  4. Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  5. Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  6. Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  7. Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  8. Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  9. Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  10. Развитие сотрудничества на международном уровне. 

Структура РСЧС. Уровни РСЧС

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  1. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  2. Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней, каждый из которых подотчетен вышестоящему:

  • Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
  • Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

Силы и средства РСЧС

Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:

  • Контролирующие и надзорные службы РСЧС. Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
  • Силы оперативного реагирования. В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.

Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников.

Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.

Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.

Статью прислал: R600

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/history/sistema_rschs_organy_sily_i_zadachi_rschs/

Безопасность. Орловская область

При угрозе возникновения ЧС органы управления оценивают сложившуюся обстановку, прогнозируют ее возможное развитие и готовят данные для принятия решения председателем комиссии по ЧС на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению ЧС или уменьшения ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду.

На основе анализа обстановки и принятого председателем комиссии по ЧС решения вносятся необходимые уточнения в планы действий.

Органы управления и силы РСЧС (Войска ГО РФ, различные аварийно-спасательные и другие формирования) частично или полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные планом действий для данного режима функционирования.

Кроме того, органы управления:

  • оценивают сложившуюся обстановку и возможные последствия при возникновении ЧС, прогнозируют ее развитие;
  • уточняют задачи органам наблюдения и лабораторного контроля, общей и специальной разведки;
  • проверяют готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям, отдают необходимые распоряжения;
  • при необходимости высылают оперативные группы в район ожидаемой ЧС для организации управления и проведения мероприятий по предотвращению ЧС или уменьшению возможного ущерба;
  • уточняют вопросы взаимодействия, состав выделяемых сил, их укомплектованность, возможности, пункты дислокации, объекты, районы предстоящих действий;
  • готовят предложения о создании группировки сил РСЧС в районе возможной ЧС, об организации управления и мер обеспечения;
  • разрабатывают (уточняют) план сосредоточения сил в районе опасности, определяют маршруты их выдвижения, районы сосредоточения, сроки прибытия и готовности;
  • организуют слаживание (при наличии времени) привлекаемых органов управления и сил к решению предстоящих задач путем проведения с ними специальных занятий и тренировок;
  • докладывают вышестоящим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях.

Последовательность и сроки проведения мероприятий по подготовке органов управления и сил, привлекаемых к действиям в возможных очагах поражения, определяет председатель комиссии по ЧС в своем решении.

Силы РСЧС постоянной готовности и другие силы, предназначенные к экстренным действиям, с получением распоряжения (сигнала) в установленные планом сроки убывают в район ЧС.

Остальные силы РСЧС и другие, привлекаемые к ликвидации ЧС силы, с получением распоряжения приводят себя в готовность к выдвижению и предстоящим действиям, пополняют запасы материальных и других средств.

Совет

Органы управления, штабы воинских частей и соединений Войск ГО РФ, МО РФ, МВД РФ, специальных формирований министерств и ведомств РФ производят расчеты на выдвижение подчиненных им сил.

При необходимости подают заявки на железнодорожный (воздушный, морской, речной) транспорт.

Определяют требуемое количество технических, транспортных, материальных средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Уточняют планы действий (взаимодействия), готовят командирам (начальникам) данные для принятия решения, доводят задачи до подчиненных, осуществляют планирование и обеспечивают устойчивое управление при выдвижении.

Непосредственную ответственность за безопасное функционирование подведомственных объектов экономики, организацию оповещения производственного персонала, территориальных органов управления и населения, проживающего в зонах ответственности объектов, об угрозе или возникновении аварий на производствах несут соответствующие министерства, ведомства, организации РФ и объекты экономики. Они отвечают за состояние и готовность своих дежурно-диспетчерских служб (ДДС), специальных формирований к действиям в условиях ЧС.

Территориальные органы РСЧС оказывают им необходимую помощь в организации ДДС, системы оповещения, в подготовке специальных и других формирований. Осуществляют совместно с ними контроль за готовностью органов управления и ведомственных сил к действиям при ЧС, а также оказывают необходимую им помощь путем выделения сил и средств территориальных органов.

Война за покупателя ведется уже давно и не прекращается ни на минуту. В последнее время она переместилась в цифровой формат, теперь поле битвы – Интернет. Тысячи компаний создают миллионы сайтов в надежде привлечь клиентов.

Читайте также:  Пожарные извещатели с gsm: виды, требования, плюсы и минусы

Источник: http://mchs-orel.ru/dejstviya-organov-upravleniya/

Организация РСЧС; ее структура и задачи

1. Организационная структура РСЧС

В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО — в военное время.

При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

•    функциональных (создаются федеральными органами власти),

•    ведомственных.

РСЧС имеет пять уровней:

•    федеральный,

•    региональный,

•    территориальный,

•    местный,

•    объектовый.

•    Каждый уровень РСЧС имеет:

о координирующие органы,

•    органы управления,

•    силы и средства РСЧС,

•    системы связи и оповещения,

•    резервы финансовых и материальных ресурсов.

2. Основные задачи РСЧС

Основными задачами РСЧС являются:

•    проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации — защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

•    формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

•    оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

•    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

•    создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

•    выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

•    оказание гуманитарной помощи и др.

При этом координирующими органами РСЧС являются:

•    на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

•    на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

•    на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ,    — комиссии по ЧС органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

•    на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

•    на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

•    пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

•    дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Обратите внимание

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.

3. Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

При этом режим повседневной деятельности включает:

•    осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

•    планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

•    совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам — защиты и действиям при ЧС;

•    создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

•    осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности предусматривает:

•    принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

•    усиление дежурно-диспетчерской службы;

•    усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

•    принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

•    приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

•    организацию защиты населения;

•    выдвижение оперативных групп в район ЧС;

•    организацию ликвидации ЧС;

•    определение границ зоны ЧС;

•    организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

•    осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС.

Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая — для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

Пароль на архив: privetstudent.com

Источник: http://privetstudent.com/referaty/bgd/633-organizaciya-rschs-ee-struktura-i-zadachi.html

открытая библиотека учебной информации

Оповещение о факте чрезвычайной ситуации производится дежурной диспетчерской службой объекта экономики и дежурным по управлению ГОЧС города по установленной схеме оповещения.

С получением сигнала (информации) председатель КЧСПБ проверяет достоверность полученных данных и вводит режим чрезвычайной ситуации.

Одновременно он докладывает о факте возникновения ЧС главе администрации и информирует военное командование, а через управление ГОЧС города докладывает в главное управление ГОЧС области (края, республики).

Важно

С возникновением ЧС председатель КЧСПБ начинает свою работу, как правило, в пункте постоянного размещения (на своем рабочем месте), где на основе полученных данных об обстановке он уясняет задачу.

Уяснение задачи производится в соответствии с учетом обстановки, прогнозирования ее последствий, планом действий и указаниями старшего начальника.

Уясняя задачу, председатель КЧСПБ должен понять цель предстоящих действий и замысел старшего начальника, задачи, которые могут выполнять ведомственные органы управления, их силы, а также силы федерального и других органов, сосœедних субъектов РФ и условия взаимодействия с ними. Определяет сроки готовности и время, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ крайне важно для планирования и подготовки к действиям.

На основе уяснения задачи он проводит расчет времени, определяет метод и режим работы КЧСПБ и других органов управления. Определяет какие, кому отдать предварительные распоряжения и какие провести экстренные меры по защите населœения. После уяснения задачи председатель КЧСПБ приступает к оценке обстановки, определœению замысла предстоящих действий и принятию решения.

На основе оценки обстановки он определяет проведение экстренных мероприятий по защите населœения, оказанию помощи пострадавшим и локализации очага поражения.

Учитывая зависимость отвида чрезвычайной ситуации основными экстренными мероприятиями по защите населœения являются:

оповещение об опасности;

использование средств защиты;

соблюдение режимов поведения;

экстренная эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;

применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.

Параллельно комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности совместно с органами управления ГОЧС разрабатывает предложения для принятия решения на организацию АСДНР в очаге поражения.

Совет

После проведенной оценки обстановки председатель КЧСПБ определяет замысел действий, который составляет основу решения на проведение АСДНР.

В замысле действий определяются:

выводы из оценки характера ЧС, возможных последствий, состояния и обеспеченности сил РСЧС;

цель предстоящих действий;

районы (объекты) сосредоточения базовых усилий при ликвидации ЧС;

способы проведения АСДНР;

группировка сил, которую крайне важно создать в зоне бедствия и порядок ее построения.

Группировка сил и средств РСЧС создается эшелонированная. В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью до 0,5 часа.

В состав сил второго эшелона включаются силы и средства с готовностью от 0,5 до 3 часов.

В состав сил третьего эшелона — всœе остальные силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно плана действий с готовностью более 3 часов.

В решении на проведение АСДНР в очаге поражения председатель КЧСПБ указывает:

краткие выводы из оценки обстановки;

объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения;

состав сил, привлекаемых для ликвидации ЧС;

задачи подчинœенным, взаимодействующим и другим силам, задействованным в ликвидации ЧС, а также указываются задачи, решаемые силами старшего начальника;

порядок всœестороннего обеспечения;

организация взаимодействия и управления.

Решение председателя КЧСПБ обычно оформляется на карте (плане города, объекта).

К решению прилагается краткое описание действий (замысел), необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.

Задачи до подчинœенных органов управления и сил РСЧС доводятся постановлениями (распоряжениями) главы администрации, а на объекте экономики — приказами руководителя ГО (директора) данного предприятия.

Источник: http://oplib.ru/menedzhment/view/438717_vopros_3_deystviya_organov_upravleniya_i_sil_rschs_pri_vozniknovenii_chrezvychaynyh_situaciy

Сущность, цели, задачи и функции управления силами РСЧС и ГО

Управленческая деятельность руководителей, штабов и других органов управления, прежде всего, направлена на определение и последовательное достижение цели.

Главная цель управления силами РСЧС и ГО – обеспечить эффективное выполнение поставленных ими задач.

Частные цели управления определяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное приложение основных усилий оперативного состава органа управления. При этом основными направлениями целенаправленной деятельности органов управления являются:

Читайте также:  Программы обучения пожарно-техническому минимуму

– поддержание постоянной готовности сил РСЧС и ГО;

– подготовка спасательных операций;

– руководство силами РСЧС и ГО при выполнении поставленных им задач.

Сущность управления силами РСЧС и ГО заключается в целенаправленной деятельности руководителей, штабов и других органов управления по поддержанию постоянной готовности сил РСЧС и ГО, по подготовке спасательных операций и руководству силами при выполнении ими поставленных задач.

Эти основные направления управленческой деятельности органов управления преобразуются в задачи управления.

Определение задач управления должно ответить на вопрос что необходимо сделать, чтобы достичь цели управления.

Для достижения одной из основных целей управления – поддержание постоянной готовности необходимо выполнить ряд задач управления таких как:

Обратите внимание

приведение в соответствие организационно-штатной структуры и технической оснащенности сил РСЧС и ГО формам их применения;

поддержание укомплектованности и обеспеченности сил РСЧС и ГО на требуемом уровне;

обеспечение требуемого уровня обученности личного состава и слаженности сил РСЧС и ГО и т.п.

Для достижения другой цели управления – подготовки сил РСЧС и ГО к спасательной операции органу управления необходимо своевременно осуществить выполнение мероприятий подготовки к конкретной операции.

Чтобы решить любую задачу управления необходимо осуществить ряд действий называемых функциями управления – относительно обособленных видов управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять необходимое управленческое воздействие.

Виды управленческих функций: основная, общие и специфические (конкретные).

Основная функция управления – определение цели управления.

Общие функции управления: анализ, принятие решения, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация и контроль. Ход реализации функций системой управления называют процессом управления.

Специфические (конкретные) функции управления – это функции, которые закреплены для исполнения за определенным органом управления или конкретным должностным лицом.

Управление как целенаправленная управленческая деятельность предполагает определение целей действий сил РСЧС и ГО и последовательное продвижение к их достижению посредством реализации функций управления, руководствуясь соответствующими принципами управления и обоснованно применяя различные методы управления.

Содержание управлениявключает всю совокупность функций информационной, распорядительной, организаторской и исполнительской деятельности органов управления по:

– непрерывному добыванию, сбору, обработке, изучению, обобщению, анализу, оценке и отображению данных обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи;

– принятию решений;

– доведению задач до подчиненных;

– планированию спасательной операции и других видов деятельности;

– организации и поддержанию взаимодействия;

– организации и проведению мероприятий по всем видам обеспечения;

– организации и поддержанию устойчивой работы системы управления;

– руководству подготовкой нижестоящих органов управления и сил РСЧС и ГО к действиям;

– организации и осуществлению контроля и оказанию помощи, нижестоящим штабам и силам РСЧС и ГО;

– непосредственному руководству действиями сил при выполнении ими задач;

– поддержанию высокого морально-психологического состояния сил РСЧС и ГО.

Осуществление этих функций направлено на решение задач управления ведущих к достижению определенных целей.

Непрерывное добывание, сбор, обработка, изучение, обобщение, анализ, оценка и отображение данных обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке спасательной операции сил РСЧС и ГО, в ходе ее ведения и после выполнения задачи – вид деятельности по переработке исходной информации, который является обеспечивающей функцией процесса управления.

Информационная функция является одной из наиболее сложных и трудных функций процесса управления.

Действия органов управления по ее выполнению состоят в том, чтобы постоянно, своевременно и в необходимом объеме обеспечить руководителей, штабы и другие органы управления достоверными сведениями и данными о состоянии, положении и характере источника ЧС и силах РСЧС и ГО, а также о районе действий, условиях местности, метеорологической, радиационной, химической, медико-биологической, инженерной обстановки в районе расположения сил РСЧС и ГО и на направлениях (в районах) предстоящих действий (спасательных работ).

Сбор данных об обстановке обеспечивается за счет организации контроля, а добывание сведений за счет организации разведки.

Обработка данных – процесс приведения данных к виду, пригодному для последующего использования при проведении анализа обстановки и принятия решения.

Данные могут быть:

по источникам ЧС (природные, техногенные и биолого-социальные);

по силам РСЧС и ГО – о численном составе, готовности, состоянии, укомплектованности личным составом, обеспечении техникой и другими материальными средствами; возможностях, положении и действиях, состоянии систем управления силами РСЧС и ГО, защищенности (живучести) сил и систем управления, готовности к предстоящим действиям и др.;

по району действий – о характеристике направлений; оперативном и инженерном оборудовании; обеспеченности в топогеодезическом отношении; наличии естественных препятствий; проходимости дорог; преодолении водных преград; радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, навигационно-гидрографической и метеорологической обстановке, прогнозе ее изменения при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи.

Оценка данных об обстановке – процесс выявления качественных и количественных характеристик состояния, положения и характера действий сил РСЧС и ГО и функционирования системы управления, установления их соответствия заданным критериям или требованиям. Либо результат анализа качественных и количественных характеристик какого-либо явления или процесса.

Анализ – управленческая деятельность познавательного характера. Сущность анализа заключается в выявлении причинно-следственных связей источника ЧС и сил РСЧС и ГО, в функционировании системы управления, для того, чтобы сделать обоснованные выводы:

– о возможных действиях в чрезвычайных ситуациях сил РСЧС и ГО при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи, к которым надо быть готовым;

– об абсолютном и количественно-качественном наличии сил и средств;

– об условиях и возможности выполнения поставленных задач;

– о мерах, которые необходимо принять немедленно и в последующем для успешного выполнения поставленных задач;

– о задачах по добыванию (сбору) дополнительной информации.

Исходя из проведенного анализа, сделанных на его основе выводов и прогноза развития обстановки, вырабатываются предложения по решению на предстоящие и последующие действия.

Прогноз– это научно обоснованное суждение о возможном развитии оперативной обстановки. Прогнозирование обстановки основано на использовании методов моделирования, экстраполяции и экспертных оценок. Прогнозирование актуально для выявления ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений.

Большинство прогнозов, используемых в управлении силами РСЧС и ГО, сопровождается оценкой степени их вероятности (вероятностное прогнозирование). По временному признаку прогнозы подразделяются на: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Временной горизонт прогноза зависит от характера задач.

В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение минимально необходимого объема сведений и предоставление их органам управления в удобной для использования форме.

Принятие решения – исходная функция процесса управления. Решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-либо действия, связанные с достижением определенной цели и преодолением стоящих или возникающих перед силами проблем.

Решения классифицируются по:

– субъектно-объектным отношениям;

– содержанию;

– форме;

– времени действия.

Принципиально модель принятия управленческого решения включает ряд этапов.

Первый – на основе анализа обстановки выявляется проблема.

Второй – выявляются причины возникновения проблемы, то есть обстоятельства порождающие ее. Они служат основой наблюдаемых следствий, которые вызывают необходимость принятия решений, устраняющих проблему.

Третий – анализ самой проблемы. Анализ проблемы и прогноз ее развития завершается определением цели управления и основных задач, направленных на преодоление проблемы при достижении цели.

Модель процесса принятия решения:

1) уяснение задачи (определение цели);

2) оценка обстановки;

Важно

3) выработка вариантов решения (замысла, задач, основ обеспечения и управления);

4) оценка эффективности каждого варианта решения;

5) принятие решения (выбор оптимального варианта).

Решение представляет собой волевой акт, подготовленный и выбранный на основе всестороннего анализа и оценки эффективности, имеющий директивное значение, содержащий постановку целей, задач и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность сил РСЧС и ГО, направленную на достижение указанных целей.

Требования предъявляемые к решению:

– обоснованность;

– реальная осуществимость;

– своевременность;

– четкость формулировок;

– экономичность;

– эффективность;

– согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления.

Планирование – приоритетная функция управления, заключающаяся в разработке различных вариантов реализации решения и обеспечения согласованных действий при их выполнении.

В широком смысле – планирование есть вид управленческой деятельности, заключающийся в детализации принятого решения, распределении сил и средств, определении последовательности, способов и времени решения задач, обеспечении сил РСЧС и ГО необходимыми ресурсами, согласовании мероприятий всех видов обеспечения и порядка их проведения, назначении конкретных исполнителей.

В узком смысле– планирование рассматривается как разработка комплекса документов определяющих конкретные действия по реализации принятого решения.

В результате планирования органу управления необходимо ответить на вопросы: Что необходимо сделать? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за что отвечает?

Под функцией организации управления понимается обеспечивающий вид управленческой деятельности органов управления, который включает процессы:

создания, развертывания и совершенствования системы управления, при необходимости внесения необходимых изменений в организационную структуру управления в соответствии с реальными условиями и факторами, а также решаемыми задачами;

упорядочения управленческой деятельности органов управления при решении ими задач управления.

Непосредственное управление действиями сил РСЧС и ГО при выполнении ими задач (регулирование) – функция управления, сущность которой заключается в осуществлении процесса разработки и реализации решений по предупреждению отклонений и сбоев в действиях сил РСЧС и ГО в ходе выполнения возложенных на них задач, а в случае их возникновения – в их устранении.

Непосредственное управление действиями сил РСЧС и ГО при выполнении ими задач характеризуется многократным принятием оперативным составом органа управления решений, в реально складывающейся или сложившейся оперативной обстановке.

Оно осуществляется органами управления на основе непрерывного (постоянного) слежения (контроля) за действиями сил РСЧС и ГО в соответствии с планом и оказания на них целенаправленного воздействия для обеспечения выполнения разработанных и утвержденных планов.

Контроль – функция управления, устанавливающая степень соответствия фактического состояния, положения и характера действий сил РСЧС и ГО принятым решениям и разработанным планам, выявляющая отклонения от заданных параметров.

На основе контроля осуществляется обобщение и анализ результатов, вскрываются причины отклонений.

По его итогам принимаются меры оперативного воздействия, корректируются и уточняются задачи силам РСЧС и ГО, принимаются меры способствующие достижению поставленных целей.

Контроль в управлении силами РСЧС и ГО имеет три аспекта:

во-первых, систематическая деятельность руководителей, штабов и других органов управления, реализующих одну из основных функций управления;

во-вторых, завершающая стадия цикла управления, сердцевиной которой является механизм обратных связей;

в-третьих, неотъемлемая часть процесса принятия и реализации решений.

Совет

Главные инструменты контроля – наблюдение, проверка деятельности, учет и анализ. Контроль должен быть своевременным, что позволяет устранять нарушения и отклонения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе окажется бесполезным.

Поскольку контроль – не самоцель, а условие достижения цели, он должен служить средством повышения эффективности управления, а следовательно, быть экономичным (польза не должна превышать затраты) и соответствовать характеру контролируемого процесса.

Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и последующий.

Задача предварительного контроля состоит в проверке готовности системы управления к работе.

Система управления проверяется на соответствие принятому руководителем решению и готовность к спланированным действиям. Предварительный контроль призван, прежде всего, ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи.

Объектом контроля являются процессы деятельности сил РСЧС и ГО.

Источник: https://cyberpedia.su/15x2f16.html

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС и ликвидации их последствий.

Основными задачами РСЧС являются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению населения и территорий от ЧС;



— организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях чрезвычайной ситуации;

— организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайной ситуации;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;

— идентификация негативных воздействий среды обитания (распознавание и количественная оценка, сбор, обработка, обмен и выдача информации по ЧС);

— подготовка населения к действиям в чрезвычайной ситуации;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество;

— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

— создание комфортного состояния среды обитания человека.

Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам.

1. В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:

— наблюдение и контроль за состоянием ОПС (окружающая природная среда), обстановкой на ПОО (потенциально опасный объект) и на прилегающих к ним территориях;

— планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ (повышение устойчивости функционирования объектов экономики) и отраслей экономики в чрезвычайной ситуации;

— совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

— создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

— осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:

— принятие на себя КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;

— усиление дежурно-диспетчерской службы;

— усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

— принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечения устойчивости функционирования ОЭ;

— приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.

В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:

— выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

— определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

— организация защиты населения;

— организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;

— осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.

Структура РСЧС.

Пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, муниципальный (местный) и объектовый.

Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики).

Обратите внимание

На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления.

Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят:

— из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;

— учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;

— формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;

— военизированных противоградовых служб Росгидромета;

— бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;

— подразделений Государственной пожарной службы;

— соединений и частей войск ГО РФ;

— подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;

— соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;

— военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;

— подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;

— специализированных отрядов Минатома России;

— восстановительных и пожарных поездов МПС России;

— Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;

— территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;

— отрядов и специалистов добровольных общественных объединений.

Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне, — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);

на региональномфункции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

на территориальном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном (местном) (в пределах территории муниципального образования, города, района в городе) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Основной задачей данных органов управления является координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.

Правительственная комиссия является общегосударственным координационным органом управления в области и предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их  компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Важно

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнением мероприятий по ПЛЧС.

Источник: http://bgdstud.ru/podborka-lekczij-po-bzhd/22-organizaciya-zashhity-naseleniya-ot-chrezvychajnyx/1109-edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-5.html

Ссылка на основную публикацию